Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Учет индивидуальных различий функционирования памяти детей с особенностями психофизического развития в учебном процессе

Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию, другими словами, природная пластичность нервно-мозговой ткани («мнема») – природная память. Природная память - это непосредственная кратковременная непроизвольная память, основа нашей памяти, наиболее развитая у детей 6—7-летнего возраста. 

Культурная память - это опосредованная, долговременная произвольная память, надстройка над природной памятью, ее усовершенствование возможно за счет приемов запоминания.

Выделенные виды памяти присущи любому человеку, но мера выраженности того или иного вида запоминания (образной, вербальной памяти или др.) может быть различной. Каждый из перечисленных видов памяти может быть ведущим, основным, главным, в наибольшей степени влияющим на результат, или вспомогательным, дополнительным, т. е. играющим в процессе запоминания менее заметную роль. Если человек запоминает любой материал с опорой на природную память, то значительная доля его мнемического результата обусловлена непосредственной памятью. Если же человек умеет обрабатывать запоминаемую информацию, то его память преимущественно опосредствованная, произвольная, вербально-логическая.

Возможности природной памяти у каждого свои. В среднем количество непосредственно запомненной информации для взрослого человека колеблется в пределах от 5 до 9 единиц. Причем объем природной памяти зависит от характера запоминаемой информации: человек в обычных условиях может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв (расположенных не по алфавиту), 4—5 цифр, 5 синонимов. Количество опосредствованно запомненной информации может резко возрастать. В этом случае человек может запомнить не только длинное стихотворение, но и молитву, параграф, целую главу... Это происходит потому, что данная информация осмысливается человеком, он пропускает ее через свой опыт и душу, переживает ее.

 Индивидуальные особенности памяти людей зависят  от целого ряда факторов: особенностей высшей нервной деятельности, уровня развития отдельных процессов памяти, особенностей воспитания и обучения, характера профессиональной деятельности.

Индивидуальность памяти проявляется в том, что человек успешнее запоминает, как он предпочитает запоминать, насколько прочно сохраняется материал, как быстро запоминает, насколько выражена готовность к воспроизведению. У разных людей память характеризуется разным уровнем показателей.

В зависимости от того, что человек лучше запоминает, выделяют 3 типа памяти:

  1. наглядно-образный;
  2. словесно-логический;
  3. промежуточный (гармонический).

Представители первого типа лучше запоминают картины, лица, цвета, предметы, звуки.

Представители второго типа лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы.

Представители третьего типа одинаково хорошо запоминают и наглядно-образный и словесно-логический материал.

 По способу введения информации для запоминания различают зрительный, слуховой, двигательный и смешанный(зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, двигательно-слуховой) типы. Действительно, одни люди предпочитают запоминать информацию зрительно, другие — на слух, третьи — при помощи двигательных ощущений, а четвертые используют комбинированный способ. Следует подчеркнуть, что чаще встречаются комбинированные типы.

Учитывая индивидуальные особенности человека, следует рекомендовать ему использовать преимущественно тот или иной материал для запоминания, а также тот или иной способ введения информации.

Типология памяти, связанная с быстротой запоминания и прочностью сохранения материала. Выделяют четыре типа памяти:

  1. быстрое запоминание сочетается с медленным забыванием;
  2. медленное запоминание сочетается с медленным забыванием;
  3. быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием;
  4. медленное запоминание сочетается с быстрым забыванием.

Конечно же, оптимальным является первый тип памяти.

Представителям второго типа приходится больше времени затрачивать на заучивание. Но материал у них хранится долго.

Люди, имеющие третий тип памяти, быстро запоминают, но, удовлетворившись быстрым запоминанием, они не повторяют материал, что приводит к ухудшению его сохранения, снижению продуктивности памяти. Таких людей нужно ориентировать на повторение материала с целью повышения прочности сохранения.

Четвертый тип обладает самой низкой продуктивностью памяти. Затратив много времени на заучивание, представители этого типа быстро забывают материал. Таких людей надо учить преодолевать недостатки в памяти, организуя процесс заучивания и повторения.

Разделы сайта