Консультация для родителей «Как справится со стрессовыми ситуациями»
|
Цель: научить родителей младших школьников грамотно выходить из стрессовых ситуаций, научить родителей умению бесконфликтного общения со своими детьми в стрессовых ситуациях.
У первоклассника часто могут возникать как в школе, так и дома стрессовые ситуации. Даже в раннем школьном возрасте у младших школьников возникает много жизненных (по их мнению) проблем.
Независимо от того, является ли это кратковременным или длительным состоянием, родителей неизбежно ждут тревоги и волнения.
Психологическое расстройство может быть таким же мучительным, как и любое другое физиологическое. Зачастую проблему оказывается нелегко выявить по внешним признакам: ее симптомы трудно понять и описать.
Младшие школьники часто бывают мрачными, поэтому трудно сказать. Когда ребенок действительно находится в состоянии депрессии. Депрессия приносит с собой множество мучительных чувств: отчаяние, безнадежность, беспомощность, вину, стыд, внутреннюю опустошенности убежденность в своей ненужности, бездарности и бесполезности. Иногда это вызвано конкретными причинами, но в других случаях депрессию нелегко связать с какими-либо внешними факторами. Кажется, что причина находится внутри человека.
Причина может быть физической. Плохое питание, генетическая предрасположенность, определенные болезни вроде гриппа, изменения гормонального баланса могут способствовать депрессии. Конфликт с одноклассниками, запугивание более «сильного» и «влиятельного» младшего школьника и старшеклассника, неприязнь к учителю или резкое падение авторитета в классном коллективе. Недостаток дневного света в зимние месяцы тоже служит толчком к депрессии у некоторых людей.
Другой причиной депрессии может стать гнев, обращенный на себя, который является естественной реакцией на угрозу или огорчение. Но люди, не способные или не желающие открыто выражать свой гнев, могут обратить его на себя.
Человек, страдающий данным расстройством, может быть чрезмерно требовательным и придирчивым, раздражительным и нетерпеливым, вялым и апатичным. Он может замыкаться в себе и даже, несмотря на физическое присутствие, находиться где-то в своем мире. Признаками депрессии могут быть потеря аппетита или излишнее употребление пищи, беспорядочный сон, чрезмерная раздражительность.
Необходимо:
- можно установить с ребенком более тесные отношения (нужно быть готовым к тому, что помощь может быть отвергнута).
- покажите ребенку, что вы его любите. Проводите больше времени с ним, слушайте и оказывайте внимание.
- приобщайте ребенка к работе над переменами к лучшему. Поддерживайте любые конструктивные действия для отступления от повседневной рутины. Обратитесь за помощью к психологу.
- попытайтесь не стыдить и не критиковать ребенка за «несобранность» - это никогда не помогает, но лишь усиливает чувство вины, которое он, возможно, уже испытывает. Похвала более эффективна, чем критика, хотя страдающий от депрессии человек часто отказывается от похвал в свой адрес.
- остерегайтесь принимать слишком деятельное участие в жизни школьника.
Если вы подозреваете, что поведение ребенка вызвано чем-то большим, чем плохое настроение, посоветуйтесь с лечащим врачом.
Беспокойство. Все люди время от времени испытывают беспокойство. Такие ситуации, как встречи с новыми людьми, занятия новой деятельностью, предстоящая контрольная работа, исполнение порученного задания могут служить источником беспокойства для младшего школьника. Обычно беспокойство оказывается полезным. Слегка нервное состояние делает человека более оживленным и внимательным. Проблемы возникают, если беспокойство усиливается до такой степени, что мешает нормальному мышлению.
Беспокойство связано со страхом, являющимся частью реакции «бегства от ситуации», развито у большинства даже взрослых людей. В случае угрозы наше тело автоматически готовится к ней: мускулы напрягаются, сердце начинает биться быстрее, подавая кровь к мышцам и мозгу, дыхание учащается, предоставляя легким больше кислорода, потоотделение препятствует перегреву тела, пищеварительная система замедляет работу, и во рту становится сухо. Происходит выброс гормона адреналина, обостряющего наши физические реакции. Когда опасность остается позади, тело начинает функционировать в нормальном режиме.
Если энергия, порождаемая подобной реакцией, не высвобождается, наше тело и разум остаются напряженными в ожидании новой угрозы. Это состояние мы обычно называем беспокойством. Его проявления могут быть очень неприятными и пугающими.
Необходимо:
- если ваш ребенок постоянно обеспокоен, постарайтесь поговорить с ним и выяснить причину его страха. Беспокойство может быть вызвано легкоустранимыми причинами. Если это не так, обсудите с ним, что, по его мнению, могло бы оказать ему наибольшую помощь.
- методики расслабления оказывают неоценимую помощь в преодолении беспокойства. Научите простейшим известным вам методикам расслабления вашего первоклассника.
Рассмотрим способы преодоления стрессовой ситуации.
- Обращение за помощью. Ребёнок не должен справляться со всем в одиночку. Если у него слишком много обязанностей, он может попросить родителей, братьев, сестёр, друзей помочь ему. Даже простой разговор по душам, о том, как у него много проблем, уже даёт некоторую эмоциональную поддержку.
- Планирование. Научите ребёнка планировать свой день. Если ему предстоит какая-либо нелёгкая задача, лучше всего разделить её на части и выполнять каждую часть за какой-то определённый промежуток времени. Такой подход поможет победить тревожность.
- Выделение видов деятельности, с помощью которых можно отдохнуть. Научите вашего ребёнка находить время на отдых. Помогите ему сделать список тех видов деятельности, с помощью которых можно отвлечься и отдохнуть. Это может быть встреча с друзьями, занятие спортом, музыкой и т.д.
- Анализ поражений. Если ваш ребёнок потерпел в чем-то неудачу, научите извлекать из этого пользу. Вместо того, чтобы ругать себя «Я плохо написал контрольную, потому что я глупый и ничего не умею делать и ничего у меня не получается», он должен реально смотреть на вещи «Я плохо написал работу, значит чего-то не доучил». Это поможет ему в следующий раз избегать подобных неприятностей и верить в свои силы.
- Полноценный сон и хорошее питание. Ваш ребёнок должен знать, сон и нормальное питание необходимы для того, чтобы были силы со всем справиться.
- Избавление от негативных эмоций. Как помочь ребёнку избавиться от постоянных негативных мыслей и ощущений, которые не дают покоя? Можно посоветовать ему завести дневник, в котором он бы описывал свои чувства, тем самым материализуя их на бумагу, освобождаясь от них и понимая то, что за ними стояло.
- Ставить перед собой цели, но в пределах разумного. Научите вашего ребёнка ставить реально достижимые цели и правильно оценивать свои силы и возможности.
- Приоритеты. Когда день вашего ребёнка представляет собой список дел и никакой свободной минуты, чтобы расслабиться и погонять мяч во дворе, научите его из всей массы выделять самое главное и начинать с него.иногда всё-таки стоит отложить назавтра то, что можно сделать сегодня.
- Физические упражнения. Спорт укрепляет организм, делает его более энергичным, выносливым, устойчивым к стрессам. Вы должны приучить вашего ребенка к активным видам деятельности, неважно, будет ли это бег, плавание или просто ходьба. Пусть он выберет сам на своё усмотрение.
Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков детей с ОПФР»
Важнейшим условием развития умственных способностей младшего школьника является овладение правильной речью. Чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. В семье родители понимают ребёнка с полуслова. В школе, с посторонними людьми, товарищами, несформированная правильная речь затрудняет общение и может способствовать развитию у младшего школьника чувства замкнутости.
При развитии коммуникативных способностей ребёнка, формировании культуры речи пример родителей имеет особенно большое значение. Красота родного языка, его гибкость и многообразие познаются прежде всего в семье. Даже дошкольник способен прислушиваться к речи родителей, чтобы затем выражать свои мысли и желания при общении со сверстниками. Произнося слова, которые ребёнок слышит в семье, он довольно точно копирует даже интонации. Об этом надо помнить и особенно следить за своей речью, как матери, так и отцу. Недопустимо в общении либо в их присутствии младшего школьника в разговорах с другими людьми употреблять в речи жаргонные и устаревшие слова, диалектизмы, неправильные ударения.
Обогащение словаря – важнейшая задача обучения и воспитания ученика начальных классов. Родители должны знать, что осуществляется оно не просто посредством механического заучивания слов. Нужно помочь ребёнку понять сущность того, что слово выражает, научить его пользоваться словом в процессе изложения заданного урока, в быту, в общении с окружающими.
Дети любят делиться с близкими своими впечатлениями. Они с удовольствием по просьбе родителей будут рассказывать о том, что узнали нового в школе, чем занимались на уроке, что интересного встретилось по пути домой. Наиболее эффективной и доступной для организации в семье формой развития коммуникативных способностей ребёнка является беседа. В процессе беседы со взрослыми дети узнают много нового, расширяют и систематизируют представления об окружающем, учатся логично излагать свои мысли, приобретают навык регулирования громкости и тона голоса. Беседа развивает связную, правильную и выразительную речь детей. Всякое рассуждение, сравнивание, вывод, вопрос требуют чётких словесных формулировок. Ребёнок в разговоре с родителями, бабушками и дедушками учится доказывать своё мнение, выражать его.
Хорошо. Когда беседы с ребёнком ведутся на самые разнообразные темы. Это могут быть: деятельность самих детей в школе, дома, во дворе, труд взрослых, события общественной жизни, беседы на морально – этические темы, о природе, прочитанной книге, просмотренной телепередаче, взаимоотношениях с товарищами, играх. Внимательно выслушивая ребёнка, задавая ему вопросы, родители учат употреблять распространённые предложения, логично излагать свою мысль.
Помимо бесед, темы которых могут быть заранее продуманы, очень важны и просто разговоры, часто происходящие между детьми и взрослыми. Такие беседы – разговоры нередко носят интимный характер и не только развивают коммуникативные способности младшего школьника, но и способствуют нравственному развитию. Привычка быть откровенным и искренним в разговорах со взрослыми – основа формирования таких качеств, как правдивость, честность, доброжелательность.
Для закрепления у детей умения рассказывать можно предложить им придумать или пересказать сказку, короткий рассказ, текст. Но надо иметь в виду, что рассказывать и пересказывать дети учатся постепенно. При этом необходимо учитывать и индивидуально – личностные особенности и возможности каждого ребёнка, уникальность и неповторимость его речи. Если младший школьник затрудняется начать беседу, можно помочь ему: задать наводящие вопросы, предложить продолжить рассказ, начатый взрослым, потом самостоятельно придумать рассказ на заданную тему.
На развитие коммуникативных способностей, эстетического вкуса ученика начальной школы благотворно влияет выразительное чтение стихов. Упражняя детей в выразительном чтении, следует учитывать как уровень развития их речи, так и свойства характера. Если ребёнок застенчив, не надо настаивать на том, чтобы он декламировал стихи в присутствии посторонних, и наоборот, нельзя запрещать декламировать их, если ребёнок сильно картавит. Часто такие дети делают это очень эмоционально и забывают о своём недостатке. Возбудить интерес к выразительному чтению, стремление подражать лучшему образцу, помочь понять смысл того или иного произведения родители могут, организуя для детей семейные поэтические вечера, прослушивание звукозаписей с доступными для детей их возраста текстами.
Необходимо отметить, что роль художественной силы велика. С помощью искусства возможно обогатить словарный запас, развивать грамотную речь, включить ребёнка в творческую деятельность, эмоциональную сферу, следовательно, расширить умственный кругозор младшего школьника, а значит и круг его общения. Первые шаги в мире прекрасного ребёнок делает в своей семье, опираясь на близких людей. Поэтому для него очень важны ценностные ориентиры родителей. Огромное значение приобретают произведения народной культуры (былины, считалки, скороговорки, потешки, частушки, колыбельные песни, сказки). Дети очень легко воспринимают фольклорную поэзию, которая знакомит с красотой и разнообразием родного языка, делает речь более выразительной, эмоциональной. Их употребление в повседневной жизни способствует развитию логического мышления, находчивости. Родители могут пользоваться ими в быту, приучать детей искать и находить ситуации, которые можно охарактеризовать с помощью той или иной пословицы, поговорки, прибаутки.
Особое место в жизни младшего школьника продолжает занимать сказка. Не все родители понимают это, считая сказки забавой. Это неверно. Чтение сказок – это кладовая для развития речи, обогащения духовного мира ребёнка в отличии от телевидения или компьютерных игр. К сожалению, об этом родители стали забывать. А ведь, слушая сказки с волшебными превращениями и поучительной моралью, ребенок начинает жить жизнью героев, сопереживая им. Проявляя с ними такие чувства как смелость, благородство, доброту, грусть и т.д. Но необходимо учитывать, что именно пересказ сказки, а не чтение усиливает ее эмоциональное воздействие на ребенка, так как во время пересказа идет прямой контакт с ребенком.
Чтение, рассказывание сказок, стихов, рассказов, должно стать семейной традицией, ритуалом, которого ребенок очень ждет. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, учить различать отрицательное и положительное, сопоставлять сказочные события с реальной действительностью, обсуждать поступки героев, преломляя через собственный опыт.
Дети, родители которых сами творят, вовлекая в процесс всю семью: читают вслух, лепят, устраивают концерты, сочиняют сказки, поют хором, получают больше шансов для развития полноценного общения. Таким детям будет легче общаться с другими детьми в дальнейшем.
Задачи родителей - расширить круг общения ребенка. При совместном времяпровождении ребенок должен получить радость от общения с близкими людьми, которые должны принимать активное участие в культурной жизни ребенка.
Очень важно, чтобы в момент становления речи ребенка рядом с ним были любящие, понимающие, заботливые родители, умеющие и желающие общаться с ним. Для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и сформировать конкретные речевые умения и навыки, которые помогут ребенку в развитии коммуникативной сферы при дальнейшей социализации.
Рекомендации родителям по работе с детьми с ОПФР
|
Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с особенностями психо-физического развития.
Уважаемые родители, помните, что:
- Особые дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.
- Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно, что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.
3.Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него!
4.Особые дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их/не прячьтесь от них!
5.У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии "необычного" ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.
- Беседу с ребенком начинать с дружеского тона.
7. В процессе общения с ребенком проявлять к нему искренний интерес и вести диалог на равных.
8. Родители должны уметь смотреть на вещи глазами ребенка.
9. Не подчеркивать проступки, воспитывать на личных положительных примерах.
10. Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример родителей, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка.
11. Вовлекать ребенка в совместную семейную трудовую деятельность.
12. Постоянно держать на контроле вопрос успеваемости и посещаемости занятий ребенком.
13. Родители имеют право интересоваться планами детей на будущее в отношении учебы, выбора профессии, способностью учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.
14. Родители должны интересоваться проведением детского свободного времени.
15. Родители должны привлекать детей для совместного проведения культурного досуга.
Все люди разные. Одним "медведь на ухо наступил", у других "память дырявая", у третьих - нестандартный набор пальцев, четвертые ходят только с палочкой... - и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.
Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями:
- преодолевайте страх и отчаяние;
- не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает;
- определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.
Общие стратегии нормализации жизни семьи:
- не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее;
- не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка;
Консультация для родителей «Способности и возможности вашего ребенка»
Ученые давно не сомневаются, что в каждом ребенке заложен определенный дар. Главное в вопросе «как развить талант ребенка» - это своевременная поддержка родителей и педагогов. Задача родителей заключается не в навязывании ребенку своих интересов, целей, желаний, а в выявлении его собственных наклонностей и талантов и неустанной помощи в целенаправленном их развитии.
В период от рождения до шести-семи лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, и затем последующего развития специальных способностей.
Поначалу развитию специальных способностей помогают различного рода детские игры. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности.
В основе развития способностей лежат задатки - врожденные анатомические, психологические или физиологические особенности. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.
Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность). Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой).
Некоторые способности проявляются рано, а для других требуется время. Так, например, музыкальные или пластические способности могут проявиться очень рано, чем литературные или технические.
Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался, хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке.
Причем выполняемая деятельность должна находиться в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, тогда она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский называл зоной ближайшего развития.
Если деятельность слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.
Однако какими бы способностями человек ни обладал, он не станет выдающимся музыкантом, художником, спортсменом без таких качеств как трудолюбие, организованность, целеустремленность, настойчивость. Недаром все талантливые люди подчеркивают, что талант – это труд, умноженный на терпение, это способность к бесконечному труду. Подчас даже не имеющий в своем природном арсенале хороших задатков для избранной им деятельности человек достигает известных успехов благодаря силе характера, воли.
Советы родителям:
Не проецировать на ребенка собственные увлечения и интересы.
Создать условия для развития таланта.
Все делать, чтоб он не занижал свою самооценку и в то же время, чтобы не выставлял свои способности напоказ.
Учить владеть эмоциями.
Учить терпению и поощрять за все старания.
Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в «полет».
- находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка;
- будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.
ЖИВИТЕ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ, РАЗВИВАЙТЕ ИНТЕЛЛЕКТ, ПОМНИТЕ - С РОЖДЕНИЕМ ОСОБОГО РЕБЁНКА ЖИЗНЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ. ОНА ПРОСТО СТАНОВИТЬСЯ НА ПЛАНКУ ВЫШЕ. ВЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ СУПЕР!!!!!!
ПОМНИТЕ: ВАШ РЕБЁНОК, ВАША СЕМЬЯ, ВАШ ДОМ - НЕ ЖАЛКИЕ, СЛАБЫЕ, А СИЛЬНЫЕ, МУЖЕСТВЕННЫЕ, РЕДКИЕ - ОСОБЫЕ!!!!
Лекторий «В семье особенный ребёнок»
|
Отношение родителей к детям представляет собой систему разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.
Роль родителей детей с нарушениями развития трудно переоценить и тогда когда он живёт дома и в силу глубины заболевания или сложившихся жизненных обстоятельств ребёнок находится в специальном учреждении. Многие родители прилагают просто титанические усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка. Максимально возможное развитие возможно при соблюдении ряда условий. К ним относятся: возможно более раннее начало коррекционной работы, благоприятная семейная обстановка и тесная связь специальных учреждений с семьёй.
Если возникают воспитательные проблемы с ребёнком с особенностями психофизического развития, то причины этого не низкий уровень его умственного развития, а ошибочные методы обращения с ним. Если родители стыдятся особенностей своего ребёнка, им, возможно, трудно будет любить его в той мере, чтобы он чувствовал себя спокойно и в безопасности.
Не следует думать, что ребёнок с особенностями психофизического развития – это несчастный ребёнок! Умственные нарушения не означают эмоциональных нарушений.
Ребёнку необходимо, чтобы его любили и ценили за его привлекательные качества. Те, кто наблюдал группы детей с особенностями психофизического развития, знают, насколько они естественны, дружелюбны и симпатичны, когда в семье их любят такими, какими они есть. Чем меньше ребёнок, тем больше иллюзий удаётся сохранить родителям относительно его дальнейших успехов в развитии. Это наблюдается, в основном, в тех случаях, когда речь идёт о тяжёлых поражениях мозга.
Трудности, с которыми сталкиваются родители, часто приводит к состоянию паники, трагической обречённости. Часть родителей отказывается признавать диагноз. Это может быть результатом неадекватного оценивания состояния ребёнка или следствием опасения испортить будущее своему сыну или дочери «ярлыком» умственной отсталости. Эта проблема имеет социальные корни и связана с отношением общества к людям с особенностями психофизического развития.
Семья, имеющая ребёнка с особенностями психофизического развития, на протяжении жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами, это чередование «взлётов» и «падений». Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают эти состояния.
При появлении в семье ребёнка с особенностями психофизического развития у родителей, как правило, возникает чувство, безнадёжности, понижается самооценка, может появиться дисгармония супружеских отношений. Такие семьи чаще распадаются. В этих семьях отцы склонны винить жену в рождении больного ребёнка даже в тех случаях, когда достоверно знают, что причина кроется в них.
Известны ситуации, когда у родителей формируются, так называемые рентные установки. И тогда они не только не заинтересованы в пересмотре диагноза, но и требуют повышения социального статуса ребёнка, семьи, ожидая от общества только материальной поддержки. Все перечисленные реакции носят неконструктивный характер и могут выступать препятствием на пути адаптации, как самого ребёнка, так и родителей.
Для формирования гармоничной личности, развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой при установлении правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребенком должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек.
Способы правильного общения с детьми с особенностями психофизического развития
Какие же взаимоотношения считать правильными? Это те, в которых взрослый:
- сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
- помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
- помогает ребенку избежать ошибок;
- поддерживает ребенка при неудачах.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Взрослый, стремящийся поддержать ребенка, не только рассматривает события (поступки) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка, стороны. Для того, чтобы поддержать ребенка, родители сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и, не достигнут самоуважения и уверенности.
Как поддерживать ребенка?
Существуют ложные способы, так называемые ловушки поддержки. Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирования соперничества со сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.
Подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей его положительных сторон. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т. п.
Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие положительной самооценки и чувства адекватности ребенка.
Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания его промахов.
3. Показать, что вы удовлетворены ребенком.
4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.
6. Проводить больше времени с ребенком.
7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это важно.
11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
12. Принимать индивидуальность ребенка.
13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
14. Демонстрировать оптимизм.
Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка
1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того, чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.
2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбны и не выступайте в роли судьи.
3. Снизьте контроль. Более эффективным оказывается спокойное, отражающие реальность, планирование способа действия.
4. Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.
5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.
6. Демонстрируйте взаимное уважение. Демонстрируйте доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему, как к личности.
Консультация для родителей «Воспитываем уверенность детей в себе»
Безусловно, все родители мечтают о том, чтобы их дети выросли самостоятельными, уверенными в себе, умеющими отстоять своё мнение. Как же воспитать ребёнка уверенным в себе?
Безусловная любовь.
Первое, это любовь родителей. Ребёнок должен знать, что мама и папа, бабушки и дедушки, братья и сёстры любят его просто так, не за какие-то определённые достижения или поступки, любят таким, каков он есть. Даже будучи наказанным за совершённый проступок, он нуждается в осознании, что любить его за это не перестали. Именно с таких простых и естественных чувств начинается уверенность в себе и в окружающих близких людях.
Ругайте правильно.
Ни один родитель не может похвастаться тем, что никогда в жизни не ругал своего ребёнка – это необходимый элемент воспитания. Однако взрослые должны помнить, что все слова, произнесённые ими в адрес ребёнка под действием минутного раздражения, он принимает за чистую монету. И если мама, выйдя из себя, скажет: «Ты неуклюжий и бестолковый!» - ребёнок на самом деле будет считать себя таким. Поэтому характеризовать нужно сам проступок, а не совершившего его. «Ты сделал неправильно, плохо, невнимательно. Так поступать нельзя, некрасиво». Тогда в сознании ребёнка отложится, что плох конкретно какой-то проступок, а не он сам, и впредь будет избегать совершать его.
Воспитывайте командный дух.
Лучше всего уверенность в себе развивается в коллективе. Для этого запишите своего ребёнка в спортивные секции по командным видам спорта: футболу, хоккею, волейболу, т.е. предложите ему поиграть в те игры, где общая победа зависит от каждого участника. Это позволит ребёнку осознать свою собственную значимость для других людей, а именно так появляется уверенность. К тому же занятия спортом хорошо сказываются на здоровье.
Ослабьте контроль.
Давая задания своему ребёнку, не ходите за ним по пятам и не контролируйте каждый этап их выполнения. Главное – результат. К примеру, уходя на работу, попросите ребёнка прибраться в своей комнате, а вечером просто оцените, как это сделано. Если хорошо – хвалите изо всех сил, делая упор на том, что он справился сам. А если задание выполнено спустя рукава, покажите, как вас это расстраивает, и уточните, как было бы правильно это сделать. Таким образом, ребёнок почувствует свою ответственность за определённые домашние дела и уверенность в том, что он самостоятельно может с ними справиться. Постепенно задания можно усложнять, показывая этим ребёнку, что он совершенствуется, и вы уже доверяете ему важные вещи, как взрослому.
На детей влияют не только преднамеренные воспитательные воздействия, но и все особенности поведения родителей, в том числе и не осознаваемые ими. Ребёнок строит своё поведение, осмысливает свою семью и себя в ней. Что родители говорят, о чём говорят, кого винят, как относятся к чему-либо - всё это впитывается в ребёнка, и позднее он демонстрирует подобные модели поведения.
Родители, помните!
1. Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
2. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
3. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
4. Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
5. Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.
6. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
7. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
8. Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
9. Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.
10. Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.
11. Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Рекомендация для родителей «Как сделать так, чтобы ваш ребёнок захотел учиться»
Успехи и неудачи детей в школе никого не могут оставить равнодушным. Все, у кого есть дети, кто сам учился в школе, хотя бы раз в жизни задумывались над вопросом: «Почему одни дети учатся легко и охотно, другим учеба дается с трудом, но они стараются, у третьих хорошие способности, но мало желания осваивать азы наук?».
У мам и пап, у бабушек и дедушек, у специалистов, работающих с детьми, есть свои ответы на эти «Почему?». Одни занимаются разработкой и освоением новых методик, другие делают упор на качественном освоении учебного материала и его закреплении, третьи заботятся о здоровье ребенка, четвертые выявляют нарушения различных функций, например, внимания или памяти и работают над развитием этих функций. Действительно, чрезвычайно много факторов влияет на успеваемость детей в школе: и физиологические, и педагогические, и социальные, и психологические.
Психологические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной взаимозависимости, где отсутствует прямое и однозначное соответствие между внешним проявлением трудностей и их психологическими причинами. В основе разных по внешним проявлениям трудностей могут быть разные психологические причины, а за разными по внешним проявлениям трудностями может быть одна и та же психологическая причина.
Например, невнимательность ученика может быть следствием и несформированности процессов внимания, и затрудненности дыхания, и недостаточной нагрузкой на мышление, и отсутствием интереса к данному виду деятельности, и утомлением, и конфликтной ситуацией с учителем или одноклассниками, или семейной ситуацией.
Детей, неуспевающих в школе, условно можно разделить на две большие группы: одни не хотят, другие не могут учиться (иногда выделяют и тех, кто и не может, и не хочет). К этим группам необходимы совсем разные подходы и методы работы.
У специалистов накоплен огромный опыт работы с теми, кто хочет учиться, но не может этого сделать по разным причинам. А что делать с ребенком, который не хочет учиться? Часто многие даже и не подозревают, что семейные психотерапевты, работая с семьей, умеют решать и школьные проблемы, что они глядят на проблемы школьной неуспеваемости сквозь «призму» устройства семьи.
Нет семей, у которых нет проблем. Просто одни семьи прикладывают все силы, чтобы не замечать проблем, а на решение проблем уже не хватает сил, а другие семьи умеют не закрывать глаза на проблемы и пытаются их решить. А цена такого мужества — счастливая семья.
Если в вашей семье что-то идет не так, действуйте, как если бы в машине загорелась красная лампочка, предупреждающая о перегреве мотора. Это говорит о том, что что-то не в порядке. Нужно остановиться и посмотреть, что можно сделать. Если вы сами не можете ничего сделать, найдите человека, которому вы доверяете и который компетентен в этом вопросе.
«Какой бы путь вы ни выбрали, главное — не тратьте время на жалость к себе и причитания, а начните действовать» — так написала В. Сатир, одна из наиболее известных семейных психотерапевтов, которая помогла вернуть радость многим семьям.
Выполняйте следующие рекомендации при решении проблем:
- не обвиняйте ребенка, приводите факты, не переходите на
личность, выражайте в разговоре свои чувства расстройства и обиды;
- идите на компромиссы, учитывайте интересы ребенка, это
привлечет его к решению проблемы;
- не сравнивайте ребенка с прилежными учениками;
- не выполняйте все домашнее задание за ребенка;
- постарайтесь организовать ненавязчивый контроль,
пристальное внимание будет нервировать ребенка, воспитывайте в школьнике самостоятельность, при исчезновении контроля проблемы могут начаться на учебе в институте или на работе, кто тогда будет контролировать ребенка.
Поощряйте любой интерес к предметам, хвалите за достижения. Это самая эффективная положительная мотивация. Похвала придаст сил ребенку, повысит самооценку.
Школьные годы – это важный период в жизни каждого человека, которого избежать просто невозможно. Все дети относятся к школе по-разному. Одни дети любят получать новые знания, заводить новых друзей, другим нравится общественная часть школьной жизни, а у третьих вообще нет никакого желания учиться.
"Один человек может привести лошадь к водопою, но даже 100 человек не смогут заставить ее пить"
Данная пословица отлично передает суть проблемы, когда ребенок не хочет учиться, его очень тяжело заставить это сделать против его воли. Родители могут говорить по 100 раз на день, что учеба является важным мероприятием, но на ребенка это не подействует нисколько. Потому что заставить его насильно учиться просто нельзя. Ключевое слово здесь – заставить. Задача взрослых – пробудить у ребенка желание, помочь посмотреть ему на учебу с другой стороны.
Чего может добиться взрослый, помогая ребенку:
- Чтобы ребенок захотел учиться и учился хорошо.
- Чтобы ребенок хотел учиться в школе.
Разница между этими, казалось бы, похожими высказываниями очень большая. Прежде всего нужно знать, для чего нужна сама школа. Школа – это подготовка детей к взрослой жизни, поэтому, она очень нужна для общения, становления, умения бороться за свои права и взгляды, а также для умения вести себя в обществе. Ведь дома и на улице этого общения недостаточно. Дети нуждаются в определенных технических знаниях, которые они могут получить, общаясь с большим количеством людей. Входя во взрослую жизнь, нужна усидчивость, дисциплинированность, порядочность и прочие качества, без которых очень тяжело чего-то добиться. Поэтому школа – это хорошее место, где можно всему этому научиться и отшлифовать полученные навыки еще в детстве. Но эти качества приобретут все дети, независимо от оценок в дневнике.
Что делать, чтобы привить ребенку желание к учебе?
- Пересмотреть свои приоритеты и приоритеты ребенка.
- Стать не над ребенком, а рядом с ним.
- Как можно больше общаться и отвечать на задаваемые им вопросы.
- Раскрывать потенциал ребенка.
- Помогать ему в учебе.
- Помогать ориентироваться в море информации.
- Не запрещать интернет, а помочь использовать его в правильном направлении.
- Смотреть вместе с ребенком развивающие передачи про природу, технологии, космос.
- Вместе читать познавательные книги.
Кто владеет информацией, тот владеет всем в этом мире, поэтому запрещать интернет ни в коем случае нельзя. Наоборот, нужно приучить ребенка правильно использовать его в своих целях. Родитель должен стать для ребенка проводником в мир интернета, а для этого нужно самому иметь навыки работы с информацией, которая находится в сети.
Если родители хотят привить своему ребенку охоту к учебе, нельзя игнорировать его желания, чувства и стремления. Нужно показать на своем собственном примере, что учиться чему-то новому – это хорошо и перспективно. Ведь учеба – это действительно хороший старт в жизни. Только этот старт должен осуществляться с поддержкой взрослых людей, которые не должны упрекать в ошибках. Ошибки должны присутствовать в изучении нового материала. Ведь когда человек приходит на новую работу, у него тоже вначале не сразу все получается, а со временем он может стать даже профессионалом в своей деятельности.
Если ребенок не хочет учиться, родители должны понять, что это не только его проблема – это и их допущенные ошибки в воспитании. Поэтому нужно меняться в лучшую сторону вместе со своим ребенком.
Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.
Лучшая награда – родительское одобрение. В раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне.
Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе – достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.
Консультация для родителей и педагогов «Подготовка руки к письму»
Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе.
Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование, лепка из пластилина, глины, теста и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.
Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить.
А как же правильно?
При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5 - 2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.
Можно использовать такой методический прием. Поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он руководит вашими действиями, подсказывая, если вы что-то делаете не так. Этот прием концентрирует внимание на элементах выполняемой работы и более эффективно организует на учение. Затем ребенок действует самостоятельно. Подсказка должна быть минимальной. Контроль навыка письма у ребенка желательно провести до того, как ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка перед поступлением в школу. Заниматься шестилетний ребенок может не более двадцати минут.
Как распознать неправильный навык.
О неправильном навыке письма говорят следующие детали:
- Неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет «щепотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.
- Ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него.
- Верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя.
- Кисть жестко фиксирована.
- Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.
Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае ребенок не умеет изменять направление линии при помощи пальцев. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствовать о жесткой фиксации кисти руки.
Это можно проверить, предложив нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 сантиметра (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку или поворачивая лист.
Как исправить.
Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами.
- На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.
- Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
- Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.
- Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.
Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка.
- Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять поролоновые шарики, губку.
- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
- Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
- Нанизывать бусинки, пуговки на нитки. Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.
- Заводить будильник, игрушки ключиком.
- Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.
- Резать ножницами.
- Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.
- Делать пальчиковую гимнастику.
- Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
- Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).
Если спросить родителей школьников, что было сложным в 1 классе, то большинство скажут, что это обучение письму. Поэтому очень важным является подготовка кисти руки к разнообразным движениям, т. е. развитие тонкой моторики. Чем лучше развита мелкая моторика, тем выше развитие речи и мышления ребенка.
При выполнении любых графических упражнений (раскрашивании, штриховке, копировании) необходимо следить за правильным положением ручки или карандаша, тетради, позой ребенка. Рука не должна быть сильно напряжена, пальцы должны быть чуть расслаблены. При выполнении графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения даже самых простых заданий.
Продолжительность работы 3 – 5 минут. Затем отдых, переключение, если не устали, еще 3 – 5 минут работы. Не переходите к следующим упражнениям, если не освоено предыдущее (линии должны быть четкими, ровными, уверенными). Продолжительность любого занятия не должна превышать 10 – 15 минут.
Упражнения для подготовки руки к письму.
- Разгладить лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой, и наоборот.
- Постучать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки.
- Повернуть правую руку на ребро, согнуть пальцы в кулак, выпрямить, положить руку на ладонь; сделать то же левой рукой.
- Руки полусогнуты, опора на локти; встряхивание поочередно кистями рук.
- Руки перед собой, опора на предплечья, по очереди смена положения кистей, правой и левой (согнуть-разогнуть, повернуть ладонью к лицу - к столу).
- Зафиксировать левой рукой правое запястье, а ладонью правой руки постучать по столу, погладить стол.
- Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук (“домик”).
- Соединить лучезапястные суставы, кисти разогнуть, пальцы отвести (“корзиночка”).
- Сжать пальцы правой руки в кулак - выпрямить.
- Согнуть пальцы одновременно и поочередно.
- Противопоставить первому пальцу все остальные поочередно.
- Постучать каждым пальцем по столу под счет “один, один-два, 1-2-3 ”.
- Отвести и привести пальцы, согнуть и разогнуть с усилием.
- Многократно согнуть и разогнуть пальцы, легко касаясь концевой фалангой первого пальца остальных.
- Расстановка на листе бумаги точек на различном расстоянии.
- Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий.
- Прохождение лабиринтов.
- Рисование геометрических фигур: овалы, круги, полукруги.
- Рисование “улитки”: начать с объемного витка максимального размера; далее, не отрывая карандаша, уменьшать размеры витков и закончить точкой; раскрутить “улитку”: начать с точки и постепенно увеличить витки до максимального размаха.
- Рисование разноцветных квадратов (разноцветных кругов) один в другом от большого до точки; цветков с лепестками флажков, домов, столов, стульев. Рисунки должны быть небольшими, чтобы их выполнение требовало движений пальцев.
- Выполнение штриховки и т.п.
- Обвести рисунок по пунктирным линиям, по контуру.
- Дорисовать половинки рисунков.
- Нарисуй картинку по образцу.
- Рисование по клеточкам и точкам.
раскрыть » / « свернуть