В 1996 году на базе учреждения образования был открыт дефектологический пункт (далее - ПКПП). С 2002 в пункте коррекционно-педагогической помощи работает учитель-дефектолог Каминская Наталья Николаевна, которая имеет высшую квалификационную категорию.
Основной целью работы учителя-дефектолога является оказание коррекционно-педагогической помощи учащимся, которые испытывают стойкие или временные трудности в усвоении учебной программы, а также нарушения звукопроизношения.
Деятельность пункта коррекционно-педагогической помощи осуществляется по следующим направлениям:
- диагностическое;
- коррекционно-педагогическое;
- консультативно-методическое.
Коррекционно-педагогическая работа направлена на решение трёх основных задач:
- добиваться высокой эффективности логопедических занятий и консультативной деятельности;
- совершенствовать формы и методы логопедической работы, способствующие наиболее полному преодолению трудностей в усвоении устной и письменной речи учащихся;
- формировать правильное звукопроизношение, обогащать и развивать словарь, формировать грамматические категории, связную речь учащихся.
Ежегодно в ПКПП коррекционную помощь получают 36-37 учащихся, имеющих нарушения в произношении звуков, в развитии письменной и устной речи, в развитии неречевых процессов. Обследование и распределение по группам, подгруппам учащихся проводится учителем-дифектологом ПКПП в период с 1 по 15 сентября текущего учебного года. Индивидуальные и групповые занятия проходят после уроков.
В зависимости от характера выявленных речевых нарушений в ПКПП комплектуются группы и подгруппы учащихся, имеющих:
- нерезко выраженное общее недоразвитие речи;
- фонетико-фонематическое нарушение речи;
- нарушения письменной речи;
- трудностями в обучении.
Индивидуальные и групповые занятия проходят после уроков.
Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.
Пункт коррекционно-педагогической помощи имеет хорошую техническую базу, которая позволяет использовать элементы информационно-коммуникативных технологий на занятиях, способствует повышению эффективности коррекционно-развивающего процесса.
Кабинет учителя-дефектолога условно разделен на функциональные зоны:
- зона развития артикуляционной моторики и постановки звуков;
- учебная зона;
- зона развития мелкой моторики и конструктивного праксиса;
- игровая зона;
- зона технических средств обучения;
- информационная зона.
Работа направлена на формирование правильного звукопроизношения, обогащение и развитие словаря, грамматического строя, связной речью учащихся.
Зона развития артикуляционной моторики и постановки звуков. Основная функция зоны – развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания, формирования артикуляционных укладов нарушенных звуков.
Учебная зона предназначена для организационного и методического обеспечения коррекционно-образовательного процесса.
В зоне развития мелкой моторики происходит развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, координация межанализаторных взаимодействий.
Основная функция игровой зоны – развитие познавательной активности, ориентировка в схеме собственного тела, ритмопластика и многое другое, что позволяет в игровой форме закрепить полученные знания и умения.
Зона технических средств обучения обеспечивает коррекционно-образовательный процесс вспомогательными средствами обучения с целью улучшения качества коррекционной работы.
Советы родителям
Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий:
Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.
Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами. Все это тормозит речевое развитие ребенка.
Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее- тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.
Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить, понятен ли ему ваш ответ.
Раз в месяц записывайте речь ребенка: беседы с ребенком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, самостоятельные высказывания. Время записи - до 5-10 мин. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
Как преодолеть речевой дефект?
- Организовать четкий режим дня.
- Грамматически правильно оформлять свою речь.
- Дисциплинированно выполнять домашние задания.
- Артикуляционные упражнения и задания по формированию навыка правильного произношения какого-либо звука выполнять перед зеркалом. Это помогает ребенку выработать контроль за собственной артикуляцией.
- Заниматься систематически вечером по 15 минут.
- Заниматься с ребенком тому взрослому, который сам не имеет дефектов речи.
- Постоянно следить за речью ребенка, исправлять его в тактичной, спокойной форме.
- Регулярно посещать консультации учителя-дефектолога.