Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы родителям, воспитывающем ребенка с трудностями в обучении

Советы дефектолога

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В педагогической литературе разными авторами даются разные понятия дифференциации обучения.Например: дифференциация – это разделение учащихся на группы на основании каких-либо индивидуальных способностей для отдельного обучения. (Унт И.Э.)

Дифференциация обучения – это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности в форме специального создания различий в процессе и результатах обучения. (Осмоловская И. М.) и др.

Дифференциация процесса обучения предполагает, прежде всего, разделение учащихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, то есть в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся. При этом необходимо учесть, что разделение учеников и объединение их в группы может быть явным, то есть группы будут четко определены, отделены друг от друга, и неявным, когда границы между группами размыты, стерты, реален переход учеников из группы в группу.

Вместе с тем, разделение учащихся на группы – существенный признак дифференциации, но не единственный. Другим, не менее важным аспектом является различное построение процесса обучения в выделенных группах. В условиях дифференциации обязательно должно происходить изменение процесса обучения. Данное положение подтверждается фактами педагогической практики, когда создание классов различного уровня подготовленности детей без внесения изменений в учебный процесс не давало результата: не наблюдалось развития мотивации учащихся, роста уровня усвоения знаний.

Дифференциация обучения – это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах.

Говоря о дифференциации обучения, делают акцент на процессе внесения определенных изменений в ход образовательного процесса для отдельных групп учеников. Дифференцированное обучение – результат таких изменений.

Одним из основных видов дифференциация является индивидуальное обучение. Поэтому многие авторы понятие «дифференциация обучения» связывают с понятием «индивидуализация» (учет каких-либо качеств учащихся), но дают различные определения этому понятию (способ, форма, учет, комплекс, условия, группировка, средство и т. д.).

Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. При обучении детей с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР) в т.ч. и в условиях инклюзии, учитель для изучения учащихся имеет возможность получить данные клинического и психологического обследования каждого ученика класса и дополнять их педагогическими наблюдениями. В результате этого создаются педагогические характеристики учащихся, отражающие состояние их речи, внимания и памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционально-волевой сферы. Опираясь на эти данные, учитель может наметить ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает для их решения систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы с классом, а в отдельных случаях — индивидуальной дополнительной работы.

Индивидуальный подход необходим всем учащимся с ОПФР, независимо от их успехов в учебе. В соответствии с уровнем даются задания слабым ученикам, но нельзя искусственно задерживать в развитии и хорошо успевающих учеников. Им необходимы дополнительные задания, иногда, может быть, и сверх программных требований, чтобы поддерживать и развивать интерес к учению.

Учет типичных, т.е. присущих определенной группе учащихся, особенностей школьников с ОПФР происходит в процессе дифференцированного подхода. Для его осуществления необходимо, прежде всего, распределение учащихся по типологическим группам. В школьной практике в ряде случаев используется простая дифференциация учащихся на хорошо, средне и слабоуспевающих.

Но, если рассматривать, например, учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью, то классификация Павловой Н.П. делит детей этой категории на 4 типологических группы, отличающихся различной продуктивностью в учебной деятельности.

В 1 группу входят дети, которые задания выполняют сами, используя предыдущий опыт; 2-ю группу комплектуют учащимися, которые допускают в заданиях ошибки и нуждаются при работе в помощи; в 3-ю группу входят дети, которые зада­ния усваивают с трудом, ошибки не видят, плохо осознают учебный материал. Дети 4-ой группы обучению поддаются плохо.

Обе эти классификации в какой-то мере помогает учителю осуществлять дифференцированный подход. Но они не учитывают причин затруднений школьников в обучении и не дают возможности направленно помогать учащимся справляться с трудностями и продвигаться в усвоении учебного материала.

Например, на уроках швейного дела две девочки отстают в изготовлении изделий от основной группы, качество изделий у них низкое и учитель относит их к группе слабоуспевающих. Однако причины отставания у них разные: одна отстает из-за локальных двигательных нарушений, имея сравнительно сохранный интеллект, проявляющийся в умении анализировать особенности изделия, планировать работу и адекватно ее оценивать, другая — из-за низкого уровня интеллектуального развития и связанного с этим патологической медлительности движений. В силу разных причин отставания эти учащиеся не могут быть отнесены к одной группе и меры дифференцированного подхода к ним существенно различны.

Дальнейшее изучение проблемы педагогической дифференциации учащихся и разработка мер дифференцированного подхода при обучении основным учебным предметам позволят более конкретно выявить специфические черты данного дидактического принципа при работе с учащимися этой нозологической группы.

Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как школьники с интеллектуальной недостаточностью в силу неоднородности дефекта имеют разные учебные возможности. Оценка их успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию.

Процесс обучения может быть успешным только при условии посильности для детей учебной работы. Речь идет о принципе доступности обучения.

Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся. Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.

Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:

-уровень обучаемости;

-уровень общих умственных способностей;

-скорость усвоения;

-индивидуальный стиль умственной деятельности;

-психофизические особенности учащихся.

В педагогической теории и практике наметились следующие основные формы реализации дифференциации обучения: внутренняя (без выделения стабильных групп) и внешняя (с выделением стабильных групп).

Анализ реальных возможностей различных форм дифференциации показывает, что только в комплексе они могут решить задачи, которые стоят перед современной школой как адаптивной педагогической системой. И основную роль здесь играет внутренняя дифференциация.

Хорошо продуманное внедрение дифференциации в образовательный процесс позволяет решить следующие задачи:

  • предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся;
  • развить способности и интересы учащихся;
  • повысить качество знаний;
  • более рационально использовать учебное время каждого;
  • вовлечь всех учащихся в активную деятельность;
  • устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний.

При этом реализуется центральная идея базового образования – познание учеником себя как человека, индивида, личности, как субъекта отношений с миром.

Для того, чтобы осуществлять дифференциацию обучения в условиях инклюзии каждому учителю необходимо:

  • уточнить и конкретизировать по каким критериям, способностям, знаниям, умениям будет осуществляться дифференциация обучения;
  • использовать задания, упражнения с учетом результатов дифференциальной диагностики учащихся;
  • в случае если отдельные учащиеся с дифференцированным заданием явно не справляются или оно для них оказалось слишком простым и легким, перевести ученика в более сильную или, наоборот, более слабую группу;
  • создать, систематизировать и непрерывно совершенствовать «банк дифференцированных заданий» по выделенному критерию, способности, умению, используя для этого карточки-задания, слайды, компьютерные программы.

Таким образом, оставаясь в рамках классно-урочной системы и используя при этом дифференцированный подход к обучению, мы можем приблизиться к личностной ориентации образовательного процесса.

Хорошо продуманное внедрение дифференцированного подхода в процесс обучения позволяет повысить качество образования, развить интерес учащихся к учебе.

Для учителя, работающего с детьми с ОПФР при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода необходимы терпение, настойчивость, благожелательное отношение к учащимся, своевременное оказание помощи, активное вовлечение в коллективную работу, поощрение успехов. Оценка успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию.

Очень важно при осуществлении индивидуального подхода сравнивать результаты развития учащегося с его собственными достижениями, а не с успехами других детей. В условиях специального образования отметка может быть выставлена не только за конечный или промежуточный результат труда, а за любое продвижение в развитии, за соблюдение правил безопасного поведения во время выполнения какой-то отдельной трудовой операции, правильную организацию рабочего места, за степень самостоятельности при выполнении задания, за использование правильных приемов трудовых действий, за умение пользоваться измерительными инструментами и т.д.

Любой результат успеха должен быть оценен – это повышает мотивацию в обучении и формирует стойкое положительное отношение к трудовой деятельности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Осмоловская, И.М. Организация дифференцированного обучения в современной образовательной школе //Завуч. - 2003. -№8. 
  2. Павлова, Н.П. Педагогическая дифференциация учащихся вспомогательной школы. Актуальные проблемы олигофренопедагогики / Н.П. Павлова. - М.: Изд – во АПН СССР, 1988.
  3. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. - М.: Педагогика, 1990. - 183 с.
  4. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. — М., 1996.

 

Учитель-дефектолог                                                      Е.А. Французова

Разделы сайта