Министерство образования Республики БеларусьОтдел по образованию Белыничского райисполкома
Государственное учреждение образования"СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1 г.БЕЛЫНИЧИ ИМЕНИ НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ПАШКОВСКОГО"
Коррупция является одной из важнейших общественно-политических проблем, снижающей темпы экономического роста, подрывающей авторитет государственной власти, создающей нездоровую напряженность в обществе. Преступления, совершаемые должностными лицами, и, особенно, с коррупционной направленностью, препятствуют нормальному функционированию органов государственной власти и управления, аппарата управления иных органов и организаций независимо от форм собственности, подрывают доверие граждан к властным структурам. Коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира и пока ни одному государству не удалось полностью решить эту проблему. Президентом и руководством страны коррупция рассматривается как прямая угроза национальной безопасности.
В связи с этим борьба с коррупцией является центральным звеном внутренней политики нашего государства.
Антикоррупционную политику можно разбить на следующие стадии:
К основным мерам, составляющих данное направление антикоррупционной политики. В число наиболее актуальных мер входят:
Система мер предупреждения коррупции по законодательству Республике Беларусь.
Предупреждению коррупции в Республике Беларусь посвящена глава 5 Закона «О борьбе с коррупцией», в которой установлены:
Решения по оказанию государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям принимаются в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.
Государственные органы и иные государственные организации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, обязаны проводить открытые конкурсы или аукционы при принятии решений:
- о привлечении юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей к реализации государственных программ и государственных заказов;
- о распределении квот;
- о выборе поставщиков для государственных нужд;
- о возложении на юридическое лицо и (или) индивидуального предпринимателя отдельных функций государственного заказчика;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 Закона «О борьбе с коррупцией».
Государственное должностное лицо не вправе:
- заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) оно является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации, а также выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь;
- совершать от имени государственных организаций без согласования с государственными органами (организациями), в подчинении (ведении) которых они находятся (в состав которых они входят), сделки с юридическими лицами, собственниками имущества или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать без такого согласования совершение указанных сделок иным должностным лицам;
- совершать от имени негосударственных организаций, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 процентов, сделки с юридическими лицами, собственниками имущества или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать совершение таких сделок иным должностным лицам в нарушение порядка, установленного законодательными актами Республики Беларусь о хозяйственных обществах;
- принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь;
- иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь;
- выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов).
- государственные служащие, а также сотрудники Следственного комитета Республики Беларусь, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, имеющие в собственности доли участия (акции, права) в уставных фондах коммерческих организаций, обязаны в трехмесячный срок после назначения (избрания) на должность передать их в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы, службы в Следственном комитете Республики Беларусь, военной службы (службы) в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
- государственное должностное лицо обязано приостановить свое членство в политической партии, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь исполнение государственных функций является несовместимым с принадлежностью к политической партии.
Государственное должностное лицо, нарушившее письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных частями первой–третьей и пятой настоящей статьи, привлекается к ответственности, в том числе освобождается от занимаемой должности, в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.
Обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, оформляется в письменной форме кадровой службой соответствующего государственного органа, иной организации. Неподписание данного обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на должность государственного должностного лица, в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.
Меры, направленные на обеспечение финансового контроля
Государственные должностные и приравненные к ним лица, их супруг (супруга) и совершеннолетние близкие родственники, проживающие совместно с ними и ведущие общее хозяйство, а также граждане Республики Беларусь, поступающие на государственную службу, службу в Следственный комитет Республики Беларусь, военную службу по контракту, службу в органы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, обязаны в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, представлять декларации о доходах и имуществе в соответствующий государственный орган (организацию).
Непредставление декларации о доходах и имуществе или умышленное внесение в нее неполных, недостоверных сведений являются основанием для отказа в приеме на службу (работу), назначении на другую должность либо для привлечения к дисциплинарной ответственности, в том числе освобождения от занимаемой должности, в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.
Сведения, содержащиеся в декларациях о доходах и имуществе, не подлежат распространению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
Основанием для наступления юридической ответственности является установленный факт совершения лицом правонарушения, создающего условия для коррупции, коррупционного правонарушения либо несоблюдение им определенных требований антикоррупционного законодательства.
Указанная юридическая ответственность устанавливается Уголовным кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Трудовым кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.
Ответственность может быть уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной.
К числу коррупционных преступлений, за совершение которых наступает уголовная ответственность, относятся:
хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 УК);
легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (части 2, 3 статьи 235 УК);
злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2, 3 статьи 424 УК);
бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2, 3 статьи 425 УК);
превышение власти или служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2, 3 статьи 426 УК);
незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 429 УК);
получение взятки (статья 430 УК);
дача взятки (статья 431 УК);
посредничество во взяточничестве (статья 432 УК);
злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (статья 455 УК).
За совершение деяний коррупционного характера может наступать административная ответственность согласно нормам КоАП, например, по статье 11.16 (нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг)), статье 11.77 (нарушение требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств), статье 21.17 (нарушение порядка проведения процедур закупок при строительстве), статье 23.83 (нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов), статье 23.84 (нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи); статье 10.5 (мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями, а равно покушение на такое хищение) и др.
Кроме того, лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности установлен законодательством. Порядок применения мер дисциплинарной ответственности за дисциплинарные проступки определен главой 14 Трудового кодекса Республики Беларусь.