План
работы школьного учебно-методического объединения учителей предметов социально-гуманитарного направления на 2023/2024 учебный год
Тема: совершенствование профессиональной компетентности учителей предметов социально-гуманитарного направления по вопросам развития и воспитания личности учащегося средствами учебных предметов.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов через совершенствование форм и методов педагогической деятельности, способствующих воспитанию личности учащегося на учебных занятиях.
Задачи:
–продолжить совершенствовать профессиональную компетентность учителей предметов социально-гуманитарного направления по формированию личностной, метапредметной и предметной компетенций учащихся;
–продолжить формировать у учащихся активную гражданскую позицию и социальное становление личности посредством использования воспитательного потенциала учебных занятий;
–совершенствовать профессиональное мастерство на основе идей педагогов-новаторов и творчески работающих педагогов;
––совершенствовать формы работы с одаренными и талантливыми детьми, способствовать повышению качества образования на всех ступенях обучения, повышению результативности участия в интеллектуальных конкурсах и предметных олимпиадах, в научно-исследовательской деятельности и в интернет-олимпиадах;
–создать условия для обеспечения качественной оценки знаний учащихся при освоении ими учебных программ;
–продолжать работу по развитию читательской грамотности учащихся, используя в процессе обучения задания, направленные на развитие умений интерпретировать, интегрировать, анализировать и оценивать материал;
–обеспечить качество методической подготовки учителей предметов социально-гуманитарного направления.
Заседание № 1
Дата проведения: 08. 09. 2023 г.
Место проведения: каб. №3
Тема: совершенствование нормативной правовой и методической подготовки учителей предметов социально-гуманитарного направления.
Цель: определение приоритетных направлений в деятельности учителей на 2023/2024 учебный год.
Задачи:
– изучить нормативную правовую, учебно-методическую литературу;
–способствовать овладению педагогами учебными программами с обновленным содержанием;
–актуализировать знания педагогов по нормативным правовым документам.
Форма проведения: инструктивно-методическое совещание.
Вопросы для обсуждения
1. Теоретический блок
1.1.Подведение итогов работы методического объединения за 2022/2023 учебный год.
Романович В.В.
1.2.Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам в 2023/2024 учебном году.
Романович В.В.
1.3.Выборы секретаря методического объединения учителей социально-гуманитарного направления.
Романович В. В.
1.4.Планирование работы, определение основных целей и задач методического объединения на текущий учебный год.
Лычковская О.В.
2. Домашнее задание
2.1.Подобрать литературу по теме «Предметные компетенции: внедрение и применение».
3.Рефлексия
3.1.Подведение итогов.
Литература:
- Инструктивно-методические письма МО Республики Беларусь на 2023/2024 учебный год.
- Кодекс РБ об образовании.
- Образовательные стандарты.
- Учебные программы для общеобразовательных учреждений.
Заседание № 2
Дата проведения: 23. 11. 2023 г.
Место проведения: каб. №3
Тема: современные методы, средства и формы организации учебного взаимодействия, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся.
Цель: совершенствование уровня педагогического мастерства учителей и методики преподавания предметов социально-гуманитарного направления.
Задачи:
–повышать качество образования;
–совершенствовать профессиональное мастерство педагогов;
–применять эффективные технологии;
–обеспечить качество методической подготовки учителей предметов социально-гуманитарного направления.
Форма проведения: обучающийсеминар.
Вопросы для обсуждения:
1. Теоретический блок
1.1.Лингвистический и лингвокультурологический анализ учебного текста по русскому языку и литературе как средство развития коммуникативной, языковой и социально-личностных компетенций учащихся.
Романович В.В.
1.2.Формирование личности учащегося, его метапредметных и предметных компетенций посредством использования возможностей информационно-образовательной, социокультурной, культурно-исторической среды.
Бунакова О.В.
1.3.Применение приемов проектно-исследовательской деятельности на учебных занятиях по белорусскому языку и литературе как способ развития навыка работы учащихся в группах и активного их включения в процесс самообразования и самореализации.
Клопова Д.В.
1.4.Формирование личностных компетенций учащихся в процессе освоения ими содержания учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» посредством разнообразных приемов и методов познавательной, художественно-творческой деятельности.
Гибкова А.А.
2.Практический блок
2.1.Создание дидактических материалов (компетентностно-ориентированных заданий и упражнений).
3. Домашнее задание
3.1.Разработать фрагмент урока с использованием дидактических материалов.
4.Рефлексия
4.1.Подведение итогов. Методические рекомендации.
Литература:
Нормативное правовое обеспечение
1. Национальный образовательный портал [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://www.adu.by.
2. Портал Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by.
1.Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции/ А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. Москва: Логос, 2009 – 336 с.
2. Войткевич, И.Л. Визуализация на уроках истории и обществоведения // Народная асвета. – 2020 – №12. – С. 73 – 76
Заседание № 3
Дата проведения: 25. 01. 2024 г.
Место проведения: каб. №3
Тема: совершенствованиепрофессиональной компетентности учителей предметов социально-гуманитарного направления как основа для развития предметных компетенций учащихся на уроках.
Цель: совершенствование профессиональной компетентности учителей; создание условий для включения каждого учащегося в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Задачи:
-продолжить знакомить педагогов с современными подходами к обучению учащихся;
-продолжить разрабатывать практические рекомендации эффективной организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся;
–совершенствовать методические знания педагогов по освоению способов организации обучения учащихся с широким использованием современных средств коммуникации.
Форма проведения: методический семинар.
Вопросы для обсуждения:
1. Теоретический блок
1.1.Коммуникативная компетентность учителя белорусского языка и литературы как условие продуктивного взаимодействия с учащимися с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Лагутенкова Т.Н.
1.2.Формирование речевой культуры учащихся на учебных занятиях по русскому языку и литературе как средство личностного развития учащегося.
Цвилий А.М.
1.3.Приемы и методы формирования эмоционально-ценностного отношения к истории и культуре, ценностных ориентаций и приоритетов в процессе историко-обществоведческого образования.
Маркевич М.С.
1.4.Методические основы развития эмоционально-образного, художественного мышления учащихся на уроках учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» через обогащение опыта художественного восприятия произведений разных видов искусства и окружающей действительности.
Алёхно И.С.
1.5.Формирование читательской грамотности учащихся на учебных и факультативных занятиях по белорусскому языку и литературе.
Околокулак И.С.
1.6.Активизация участия педагогов социально-гуманитарного
направления в методических публикациях в СМИ.
Романович В.В.
2. Практический блок
Факультативное занятие.
2.1.Посещение, самоанализ, анализ факультативного занятия.
Алёхно И.С.
3.Домашнее задание:
3.1.Подготовить задания для предметных олимпиад и ЦЭ по предметам социально-гуманитарного направления.
4.Рефлексия
4.1.Подведение итогов. Рассмотрение путей предупреждения типичных ошибок и недочетов учащихся при работе с текстовым материалом.
Литература:
Нормативное правовое обеспечение
1. Национальный образовательный портал [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://www.adu.by.
2. Портал Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by.
1. Богданова, О. Ю., Леонов, С. А. Методика преподавания литературы / О. Ю. Богданова и др. – М., 1999. – 456 с.
2. Баранова, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе М. Т. Баранова. – М., 2000. – 370 с.
3. Бабаев, Ю. Д. Информационные технологии для одарённых / Ю. Д.Бабаев, А. Е. Войскунский // Одарённый ребёнок. – 2004. - № 2. – С. 6-39.
Заседание № 4
Дата проведения: 14. 03. 2024 г.
Место проведения: каб. №3
Тема: формы и методы реализации в образовательном процессе воспитательного потенциала социально-гуманитарных дисциплин, способствующие формированию у учащихся системы нравственных ценностей, патриотизма, уважения к истории, культуре и традициям родного края.
Цель: реализация воспитательного потенциала на учебных занятиях социально-гуманитарного направления как средство повышения уровня педагогического мастерства педагога.
Задачи:
-создать условия для научно-методического роста учителя;
-совершенствовать профессиональную компетенцию педагогов;
-познакомить с эффективным опытом педагогов-новаторов.
Форма проведения: семинар-практикум.
Вопросы для обсуждения:
1. Теоретический блок
1.1.Функциональные и содержательные возможности учебных пособий по русскому языку и литературе как средство развития и воспитания личности учащихся, формирования у них системы социально одобряемых ценностей, гражданской ответственности и патриотизма.
Лычковская О.В.
1.2.Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство развития интеллектуальных и творческих способностей, социально-значимых, гражданско-патриотических качеств личности.
1.3.Дидактический материал для учебных занятий по белорусскому языку и литературе как способ воспитания у учащихся уважения к языку, стране, ее традициям.
Околокулак И.С.
1.4.Методические особенности подготовки учащихся к централизованному экзамену по обществоведению по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования
Бунакова О.В.
1.5.Повторное изучение нормативных документов о завершении учебного года и о проведении выпускных экзаменов.
Романович В.В.
2. Практический блок
2.1. Решение и разбор олимпиадных и тестовых заданий социально-гуманитарного цикла предметов:
-русский язык и литература: Лычковская О.В., Романович В.В., Цвилий А.М;
-белорусский язык и литература: Клопова Д.В., Околокулак И.С. Лагутенкова Т. Н., Алёхно И.С.
-история, обществоведение: Бунакова О.В., Маркевич М.С.
3.Домашнее задание:
3.1. Разработать фрагмент урока по предметам социально-гуманитарного направления, способствующий формированию у учащихся системы нравственных ценностей, патриотизма, уважения к истории, культуре и традициям родного края.
4.Рефлексия
4.1.Подведение итогов. Составление памятки «Воспитательный потенциал урока».
Литература:
Нормативное правовое обеспечение
1. Национальный образовательный портал [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://www.adu.by.
2. Портал Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by.
1. Айзерман, А. С. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы в IX классе общеобразовательной школы // Русский язык в школе. – 2004. - N 1. - С. 24-30.
2. Андреева, И. Эмоциональная компетентность в работе учителя / И. Андреева // Пед. техника: Секреты пед. мастерства: журнал. – 2006. – №2. – С. 74-86.
3. Введенский, В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский // Педагогика. 2003. – № 10. – С. 51 - 55.
Заседание № 5
Дата проведения: 16.05. 2024 г.
Место проведения: каб. №3
Тема:обобщение и описание эффективного опыта педагогической деятельности учителякаксредство повышения результативности образовательного процесса.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации применения метапредметных заданий для развития познавательных интересов учащихся.
Задачи:
-продолжить изучать эффективные подходы к преподаванию предметов социально-гуманитарного направления в условиях обновления содержания образования;
-внедрить передовой опыт педагогов в учебно-воспитательный процесс.
Форма проведения: мастер – класс.
Вопросы для обсуждения:
1. Теоретический блок
1.1.Единство воспитательных, обучающих и развивающих задач как обязательное требование к проектированию и проведению современного урока русского языка и литературы.
Цвилий А. М.
1.2.Современный урок белорусского языка и литературы: нормативные правовые и дидактичные требования, проектирование, проведение, и самоанализ.
Лагутенкова Т.Н.
1.3.Современный урок истории: его составляющие, критерии успешности.
Маркевич М.С.
1.4.Обучение через всю жизнь: возможности совершенствования профессионального мастерства педагога.
Гибкова А.А.
2. Практический блок
2.1.Открытый урок.
Лычковская О.В.
3.Рефлексия
3.1.Подведение итогов. Методические рекомендации.
Литература:
Нормативное правовое обеспечение
1. Национальный образовательный портал [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://www.adu.by.
2. Портал Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by.
1.Попова Т. М., Инновационные техники визуализации средствами информационно- коммуникационных технологий, - 2014г.
2.Селевко Г.К., Энциклопедия образовательных технологий (в 2-х томах) Т.2 – М. НИИ школьных технологий, 2006г.
3.Интернет – ресурсы
Председатель учебно-методического
объединения учителей
социально-гуманитарного
направления В. В.Романович
раскрыть » / « свернуть