Цель мероприятия:
изучить проблему утилизации и переработки твёрдых бытовых отходов и обеспечить понимание учащимися возможностей и преимуществ получения энергии из возобновляемых источников; продолжить формирование умения устанавливать причинно - следственные связи; способствовать развитию умения работать в группе, развивать взаимоуважение между партнерами, понимание и взаимодействие между детьми.
Методы обучения: исследовательский, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Класс разбивается на шесть экспертных групп, которым дается инструкция по работе в коллективе.
- Внимательно выслушай и пойми мысли товарища по группе.
- Если не понял, спроси еще раз.
- Высказывай свои мысли группе кратко и четко.
- Если не согласен с ответом товарища, обоснуй, почему.
- Если доказали неверность твоих взглядов, признай свою ошибку.
Ход мероприятия.
І. Индукция.
Вступительное слово учителя.
Отходы могут называться по разному – мусор, отбросы, хлам, сор.
Что же означает слово «отходы»?
- Это то, что стало ненужным человеку дома или на работе.
- Те вещи, которые отслужили свой срок, сломались или испортились.
- То лишнее, что образовалось при производстве товаров на заводах и фабриках.
Отходы, которые образуются дома, в магазинах, школах, административных зданиях, называются коммунальными. Отходы заводов, фабрик и предприятий называются промышленными.
В Беларуси за год образуется 3,5 миллиона тонн коммунальных отходов. И каждый год количество этих отходов увеличивается на 7-10%. Это значит, что сейчас каждый год житель Беларуси оставляет после себя в среднем 350 килограмм отходов каждый год, а через пять лет каждый из нас будет оставлять от 470 до 520 килограмм отходов в год.
На сегодняшнем мероприятии мы рассмотрим возможности и преимущества получения энергии из коммунальных и промышленных отходов, а также выделим проблемы, связанные с проблемой утилизации и переработки твёрдых бытовых отходов.
Итак, вопросы:
1. Что такое отходы?
2. Что мы выбрасываем?
3. Что делать с отходами?
4. Что можно произвести из отходов?
5. Что может сделать каждый из нас, чтобы отходов стало меньше?
II. Самоконструкция.
Перед нами таблица.
Материал
|
Что мы выбрасываем?
|
Бумага и картон
|
|
Пищевые отходы
|
|
Пластик
|
|
Стекло
|
|
Другие материалы
|
|
Чтобы узнать, что оставит твоя семья в наследство земле, повесь над мусорным ведром лист бумаги, на котором ты сможешь целую неделю записывать все, что выбрасываешь. Когда таблица будет заполнена, проанализируй:
-Каких отходов больше всего.
Бумага и
картон
|
Пищевые
отходы
|
Пластик
|
Стекло
|
Металл
|
Текстиль
|
Другие
материалы
|
28%
|
27%
|
10%
|
13%
|
7%
|
7%
|
7%
|
Вывод: Количество промышленных отходов в Беларуси намного больше, чем коммунальных. На заводах и фабриках образуется около 33 миллионов тонн отходов каждый год. Количество промышленных отходов тоже постоянно увеличивается.
III. Социоконструкция.
Работа в группах. Группы работают над экспериментальными заданиями.
- Для каждой группы подобраны задания, ответ на задания необходимо подкрепить экспериментально. Каждая группа записывает результат экспериментов в тетради.
Задание для 1 группы.
Изучите свою комнату и запишите названия вещей, которые в ней находятся на трех листах:
- на первом листе запишите вещи, которые необходимы,
- на втором листе – вещи, которые обеспечивают комфорт и удобство.
- на третьем листе – вещи, без которых легко можно обойтись.
Как вы думаете, почему люди покупают лишние вещи?
Задание для 2 группы.
Вам предложены отходы: стеклянные, металлические банки, макулатура, отходы из пластмассы, органические отходы, текстильный мусор. Подумайте, что из них можно сделать.
Задание для 3 группы.
Подумайте, как можно переработать органические отходы? Какую пользу это может принести? Составьте проект своего эксперимента.
Задание для 4 группы.
Подумайте, как можно уменьшить количество отходов. Назовите известные способы и предложите свои.
Задание для 5 группы.
Какие виды отходов можно переработать, утилизировать? Составьте памятку правильного разделения твердых бытовых отходов.
Задание для 6 группы («Эксперты»).
Обобщите результаты всех экспериментов и сделайте общий вывод после отчета каждой группы.
IV. Социализация.
Группы озвучивают свои ответы.
1 группа:
стол, стул, кровать, настольная лампа, шкаф
|
этажерка, книги, ковер, компьютер, шторы, гардины
|
телевизор, ваза, старые тетради, обложки для книг, сломанные ручки
|
2 группа: Стеклянные отходы переплавляются в новые банки и бутылки.
Металлические банки (стальные и алюминиевые) переплавляются в разные металлические изделия.
Макулатура идет на производство новой бумаги, обертки, картона, бумажные отходы добавляют в материалы для теплоизоляции.
Из отходов пластмассы делают новые ведра, канистры, полиэтиленовую пленку, ящики, строительные материалы, изоляторы, веревки.
Из органических отходов (остатки еды, листья) получается компост для удобрения почвы.
Из текстильного мусора делают теплоизоляцию, утепленный линолеум, канаты, мешки, упаковку.
3 группа: Органические отходы (листья, трава, ветки, пищевые очистки и отбросы) можно переработать с помощью компостирования. Тогда отходы превращаются в компост, который улучшает свойства почвы и удобряет ее. Для компостной кучи необходимо найти небольшой участок свободной земли примерно в 3 метрах от дома, где не застаивается вода после дождя, нет забора или дерева.
Первым слоем положим мелкие ветки, стебли растений. Крупный материал на дне кучи будет способствовать проникновению кислорода.
Вторым слоем положим 20-25 см зеленых растений, которые остались после прополки грядок или покоса травы, навоз, кухонные отходы.
Третьим слоем толщиной 1-5 см насыпать сухие листья, солому, опилки, кусочки бумаги.
Четвертым слоем положим почву или готовый компост.
Можно повторять с первого по четвертый слои, пока компостная куча не достигнет высоты 1 – 1,5 метра.
Накрыть компостную кучу сверху водонепроницаемой непрозрачной пленкой, которая защитит ее летом от перегревания и дождя, а в холодное время сохранит тепло. Образование компоста длится около года. Готовый компост становится темным, почти черным, рассыпчатым и приятно пахнет лесной подстилкой или землей.
4 группа:
- Не покупай ненужных вещей.
- Предпочитай качественные и долговечные товары. Бери с собой
сумку для продуктов, когда идешь в магазин, вместо приобретения
нового пакета каждый раз.
- Выбирай товары и упаковку, которые подлежат переработке (стекло,
- бумага, ПЭТ – бутылки).
- Покупай товары без упаковки или с минимальной упаковкой.
- Выбирай товары и упаковку, которые сделаны из вторсырья, тогда заводы будут заинтересованы перерабатывать отходы.
- Отдавай ненужные вещи тому, кому они пригодятся, а не выбрасывай их.
- Используй ненужные вещи по другому назначению.
5 группа: Отходы можно переработать, чтобы из них сделать новые товары. Для этого твердые бытовые отходы нужно рассортировать по видам.
Контейнер для пластика
|
Контейнер для бумаги
|
Контейнер для стекла
|
пластиковые бутылки, стаканчики, канистры, полиэтиленовую пленку, одноразовую посуду
|
газеты, журналы, тетради, картонные ящики, бумажные пакеты
|
стеклянные бутылки, банки
|
|
|
|
Нельзя выбрасывать упаковку Тетра – Пак от соков и молочных продуктов, полиэтиленовые пакеты, подгузники, их следует бросать в контейнер для смешанных отходов.
|
Нельзя выбрасывать упаковку Тетра – Пак от соков и молочных продуктов, обои с водозащитными пленками, фотобумагу, пленку, их следует бросать в контейнер для смешанных отходов.
|
Нельзя выбрасывать оконное и мебельное стекло, зеркала, термостойкую посуду, хрусталь, их следует бросать в контейнер для смешанных отходов.
|
6 группа: Чтобы решить проблему отходов необходимо:
- изменить сознание многих миллионов людей, убедить их не покупать лишнее и ничего не выбрасывать;
- разработать комплексный подход и использовать для каждого вида отходов тот способ утилизации, который лучше всего ему подходит;
- органические отходы перерабатывать компостированием, которое приносит большую пользу;
- бережнее относиться к вещам, ремонтировать поломанные вещи, а не покупать новые;
- правильно разделять отходы для переработки;
- правильно утилизировать отходы и оборудовать свалки;
Вывод: таким образом можно предотвратить загрязнение окружающей среды и сохранить климат на планете.
V. Творчество.
1. Напишите несколько предложений на тему «Мир без отходов и как в него попасть» (индивидуальное задание).
2. Выполните тест для определения личного экологического следа. Попробуй выполнить несложные подсчеты, благодаря которым Ты узнаешь собственный экологический след.
Транспорт
Я еду в школу на автомобиле с двигателем небольшого объема (1-1,4 л) (+40)
Обычно для передвижения наша семья использует автомобиль с большим объемом двигателя (+75)
Обычно я езжу в общественном транспорте (+25)
Я хожу пешком или еду на велосипеде (+3)
Использование воды
Я принимаю ванну ежедневно (+14)
Я принимаю ванну 1-2 раза в неделю (+2)
Я ежедневно принимаю душ вместо ванны (+4)
Я принимаю душ только раз в неделю (+1)
Время от времени я поливаю приусадебный участок или мою машину водой из шланга (+4)
Для отопления в нашем доме используется газ, уголь, дрова (+45)
Бумага
Я пользуюсь библиотекой или беру книги почитать у знакомых (0)
Если я хочу прочитать книгу, то всегда покупаю ее (+2)
Часто я покупаю и книгу (+1)
Прочитав газету, я ее выбрасываю (+10)
Газеты, которые я выписываю или покупаю, кроме меня читают еще мои близкие, знакомые (+5)
Мусор
Все человечество создает множество мусора и отходов, поэтому добавь к сумме еще 100 баллов (+100)
За последний месяц я сдавал бутылки, банки или другую стеклянную посуду хотя бы однажды (-15)
Я откладываю макулатуру для того, чтобы ее потом сдать (-17)
Я сдаю металлические банки из- под напитков и консервов (-10)
Пластиковую тару я выбрасываю в специальный контейнер (-8)
В основном я стараюсь покупать развесные товары, а не фасованные. Обычно я прихожу в магазин со своей тарой (пакетом, сумкой, банкой). Если я вынужден покупать товары в упаковке, то пытаюсь вторично использовать ее в хозяйстве (-15)
Из пищевых отходов я делаю компост для удобрения своего участка (-5)
Я живу в городе с населением в 500 тысяч человек и более. Если да, то полученную сумму умножь на 2 (-2)
При подсчете нужно сложить все полученные баллы, затем сумму разделить на 100. Результат (в гектарах) обозначает площадь плодородной земли и воды, требуемой для того, чтобы произвести то, что Ты потребляешь, и переработать отходы.
VI. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на мероприятии?
- Понравилась ли вам деятельность, которую вы вели на этом занятии?
- Какие задания заставили вас задуматься, изменить свою точку зрения на проблему воздействия отходов на изменение климата на планете?
В.В. Романович, классный руководитель
раскрыть » / « свернуть