Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Интегрированный урок-исследование «Экологическое образование»

Интегрированный урок-исследование «Экологическое образование»

         Урок посвящен теме экологии. Перед человечеством стоит большая проблема – остановить дальнейшее загрязнение нашей планеты и принять срочные меры по охране природы. Все начинается с малого – нужно постараться сделать нашу малую родину чище и благоустроеннее.

         На уроке ребята разбирали понятия ТКО (твердые коммунальные отходы) и вторичные материальные ресурсы.

         С помощью заданий учащиеся распределяли твердые коммунальные отходы в зависимости от цвета по контейнерам, изучали, где и как их можно использовать для вторичной переработки, что при этом экономится в живой природе.

         Работая в группах, при решении задач ребята не только их решали и при защите предлагали свои пути решения экологической проблемы.

         Можно сделать вывод, что экология тесно связана с математикой. Нужно приложить старания и усердие для сохранения окружающей природы

 

Учитель математики                                                                                  Н.И.Новикова

Интегрированный урок-исследование «Экологическое образование».

VI класс

 

Цель урока.   Закрепление и совершенствование умений решать практико-ориентированные задачи с экологическим содержанием.

Задачи:

        - развивать умения рассуждать о проблемах экологии  решать текстовые задачи;

         - развивать экологическую грамотность учащихся;
         - воспитывать любовь и уважение к окружающей среде.

 

1. Вводная беседа.

- Сегодня, ребята, часто приходится слышать о загрязнении окружающей среды и экологических проблемах нашего общества. Перед всем человечеством встала большая проблема - остановить дальнейшее загрязнение нашей планеты и принять срочные меры по охране природы. А всё это начинается с малого: нам всем нужно постараться сделать окружающую местность чище и благоустроеннее.

Ребята, эту важную тему на этом занятии мы не просто так затронули. Речь у нас сегодня как раз пойдёт о взаимосвязи человека и природы, о том, что человек неотделимая частица природы и жизнь человека без животных и растений просто не мыслима. Наше занятие посвящено решению математических задач с экологическим содержанием.

-Давайте вспомним, что такое экология?    

По-гречески «экос» - «дом», «логос» - «наука».

Экология – наука о доме, о месте жительства.

        2. Математическая разминка. (на партах у детей карточки)

  1. 20кг макулатуры сохраняют одно дерево. Сколько деревьев сохраняет 100кг макулатуры?
  2. Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше, чем окурок. Сколько лет потребуется для того чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана? (12 лет, на 10лет).
  3. Через заводские очистительные сооружения в сутки проходит 3000л воды. За сколько дней очистится 27000л воды? Сколько литров воды проходит через очистительные сооружения за час?
  4. Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик

вашего класса сорвал по 5 штук? А если не по пять, а по 10 штук? Какой вывод из этого можно сделать?

5.Завод выбрасывает отходы в реку. За одну минуту в реку поступает 100л загрязненной воды. Сколько загрязненной воды поступает в реку за час, за сутки?

   3.Исследование.

Сегодня в повседневной жизни мы очень часто сталкиваемся с понятием – твердые коммунальные отходы (ТКО) - это предметы, утратившие полностью или частично свои потребительские свойства вследствие физического или морального износа в результате их использования населением в личном домашнем хозяйстве

Вторичные материальные ресурсы - это отходы, которые после их сбора могут быть вовлечены в гражданский оборот в качестве вторичного сырья.

Во-первых, это материалы и изделия, которые после первоначального использования могут применяться повторно в производстве как исходное сырье или изделие. Во-вторых, это источник дополнительных материально-технических ресурсов.

В Беларуси за год образовывается 3,5 млн. тон коммунальных отходов. И каждый год количество этих отходов увеличивается на 7 - 10 %. Это значит, что сейчас каждый житель оставляет после себя в среднем 350 кг отходов  каждый год, а через 5 лет каждый из нас будет оставлять от 470 до 520 кг отходов в год. Иными словами, в сутки каждый житель города производит в среднем 0,9 ТКО. 

Перед вами лежит таблица, с помощью которой можно проследить, что можно изготовить из твердых коммунальных отходов, используя его как вторсырье.

Стекло

Металлические банки

Макулатура

Пластмасса

Текстиль

1. Идет на переплавку, после чего из него заново можно получать банки, бутылки;

2.Стеклян-

ный бой  низкого качества после измельче-

ния  использует-

ся в качестве наполните-

ля для строитель-

ных материа-

лов

1.Стальные и алюминиевые банки переплавляются с целью получения соответствую-

щего металла. При этом выплавка алюминия из баночек для прохладительных напитков требуется только 5 % энергии, необходимой для того же количества алюминия из руды, и является одним из наиболее выгодных видов "повторной переработки".

 

1.Идет на производство сырья для новой бумаги;Из низкокачествен-

ной макулатуры изготавливают  оберточную бумагу и картон.

2.Бумажные отходы можно использовать в строительстве для производ-

ства  теплоизоляци-

онных материалов

1.Может использова-

ться в производстве 

строительных 

материалов, 

различного вида

изоляторов.

2.Пригодна для производства товаров народного 

потребления (ведра, 

канистры, полиэтиленовая

пленка, ящики, веревки т.п.)

1.Идет на производство

нетканых материалов

(теплоизоля-

ция,

утепленный

линолеум и т.п.),

изготовление канатов,

шнура, мешочных

тканей,

упаковоч-

ного

материала

 

Часть компонентов ТКО практически не подвергается разложению в течение десятков лет эксплуатации и после закрытия полигона. Это бумага, стекло, пластмасса, резина и текстиль, металлы. Между тем многие неразлагающиеся компоненты ТКО являются пригодными для повторной переработки. В условиях ограниченного количества первичных ресурсов, получаемых из полезных ископаемых, такая переработка особенно актуальна.

Таким образом, вывозя на полигоны ТКО "все подряд", мы перекладываем "проблему отходов" на наших потомков, а попутно необратимо загрязняем места своего обитания и теряем ресурсы.

Не случайно во дворах жилых домов стали появляться контейнеры различной окраски:

   желтые                       зеленые                     синие

 

Давайте вместе с вами проведем небольшое исследование. Перед вами карточки с различными наименованиями. Разложите их по соответствующим контейнерам.

  • Пластиковые бутылки;
  • Стаканчики;
  • Тюбики;
  • Канистры;
  • Полиэтиленовая пленка;
  • Одноразовая посуда;
  • Журналы;
  • Картонные ящики;
  • Стеклянные бутылки и банки.

Проверим, что у нас получилось

В желтые контейнеры необходимо выбрасывать:

  • Пластиковые бутылки;
  • Стаканчики;
  • Тюбики;
  • Канистры;
  • Полиэтиленовую пленку;
  • Одноразовую посуду.

В зеленые контейнеры необходимо выбрасывать:

  • Газеты;
  • Журналы;
  • Картонные ящики.

В синие контейнеры необходимо выбрасывать:

  • Стеклянные бутылки и банки.

 

 

  1. Физминутка.

Учитель показывает движения, а дети повторяют за ним.

Мы березку посадили

(Присесть).

Мы водой её полили

(Показать движениями).

И березка подросла

(Встать).

К солнцу ветки подняла,

(Руки вверх).

А потом их наклонила

(Руки вниз, спина прямая)

И ребят благодарила

(Поклоны головой).

4.Решение экологических задач в группе

- А теперь будем работать в группе. Вспомните правила работы в группе.

- Один представитель из группы выберет конверт с задачей.

- Нужно обсудить задачу в группе, оформить её в тетради и на экспертном листе, решить.

- Затем обсудить в группе о какой экологической проблеме идёт речь и предложить пути решения данной проблемы.

 

1конверт: Сегодня в мире около 522 млн. легковых автомобилей. Ежегодно автомобиль в среднем рассеивает в воздухе около 10 кг резины, расходует 4350 кг кислорода и загрязняет воздух, выбрасывая 3250 кг углекислого газа. Посчитайте, сколько всего за год рассеивается резины, забирается кислорода из воздуха и выбрасывается углекислого газа.

 

2конверт: Липа мелколистная живет в лесу 400 лет, а в городских условиях – лишь 3/8 этого срока. Сколько лет живет липа в городе? (Причины: загрязнение воздуха, гарь, пыль, выхлопные газы, у сосен в городе сучья на вершине отмирают).

 

3конверт: Из топки котла тепловой электростанции через трубу в воздух выбрасывается в виде пыли 5% топлива, что составляет 4 тонны в час. Сколько топлива сжигается в топке котла за сутки?

Ребята решают задач, предлагают свои пути решения экологической проблемы.

5.Итог урока

- Давайте подведём итог урока.

- Какой главный вопрос поставили в начале урока?

- Что мы можем сделать, чтобы сохранить природу?

-Все вы поняли, какое большое значение имеет, особенно сейчас, наука экология. Вы правильно заметили, она очень тесно связана с математикой: ведь во всём нужны числовые подсчёты. Поэтому, чтобы стать экологами, мы должны уметь выполнять разные математические действия

6.Рефлексия

- А теперь оцените свою работу на уроке по следующим критериям:

- Сегодня мне удалось…

- Теперь я умею…

- Я буду стараться, чтобы…

7. Домашнее задание

Задача: В квартире подтекает водопроводный кран. За 3 часа набегает 12 полных стаканов воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 8 часов?

Задача:В топке тепловой электростанции ежечасно сгорает 80 т топлива. Через трубу в воздух выбрасывается в виде мельчайшей пыли 1\20 часть топлива. Сколько топлива выбрасывается в атмосферу?

Задача:Автомобиль работает на топливе. За 1 час поездки загрязняет столько воздуха, сколько могут очистить за день 7 зелёных деревьев. Сколько понадобится деревьев, чтобы очистить воздух после 3 часов работы автомобиля?

 

 

 

 

Разделы сайта