Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Формирование экологической культуры в школе

Экологическое образование — процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков в области воздействия на окружающую среду, состояния окружающей среды и последствий изменения окружающей среды. Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений. Кроме того, содержание термина «экология» понимается также широко, оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека — к себе, к знанию, к другому, к природе. Человека, наделенного экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. Возрастные индивидуальные различия детей в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обусловливают разный уровень их экологической культуры, разную меру способности гармонизировать свои отношения с окружающим миром.

Под экологическим образованием понимается процесс, направленный на формирование экологической культуры личности, проявлением которой является природо-созидательная добротворческая деятельность.

Формирование экологической культуры, совершенствование экологического образования, экологического сознания и воспитания, в целом рассматриваются как важнейшие факторы, определяющие степень благосостояния нации и существования самого государства, формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом в силу того, что оно может и должно способствовать разрешению проблем, возникающих в процессе реализации основных тенденций мирового развития. В задачи освоения экологической культурой, должно входить формирование экологического мировоззрения, пропаганда знаний о состоянии природной и культурной среды, принципы деятельности по предотвращению экологического кризиса; соблюдение законодательства в области природопользования; всемерное содействие объединенным усилиям по сохранению природного комплекса, а также оздоровлении окружающей среды; созданию систем охраняемых природных территорий, призванных сберечь разнообразие природных ландшафтов и генофонд растительного и животного мира на локальном, региональном и глобальном уровнях. Экологическая культура позволяет всем жителям Земли осознать важность поставленных задач и тем самым способствует объединению усилий людей для достижения цели сохранения благоприятных условий существования на Земле, для последующих поколений. Экологическую культуру следует понимать и как часть общей культуры, которая непосредственно рассматривает человека в его взаимодействии с природной средой, обеспечивая тем самым ценностное отношение к ней посредством духовно-нравственного аспекта. Сложившаяся ситуация в системе взаимоотношений природы и общества диктует необходимость всемерного развития экологического образования и, в первую очередь, образования среднего. Известно, что сам характер проблемы не дает возможности всестороннего её изучения в рамках одного предмета, в школьном образовании взят курс на межпредметное изучение широкого диапазона вопросов взаимодействия человеческого общества с окружающей его средой. При этом необходимо определить вклад каждой дисциплины в реализацию экологического образования. Образовать и очертить роль географии невозможно без анализа истории развития, как географической науки, так и тенденций развития экологического образования.

           Школа — важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры. Школа — это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Формирование экологической культуры школьников происходит в процессе воспитания.

         Выделяют три уровня формирования экологической культуры:

         Первый уровень включает в себя любование природой, умение посредством слова выражать свое отношение к наиболее ярким и необычным явлениям природы. В этом процессе огромную роль играет не только беседа педагога по ходу любования природой на экскурсии, но и произведения устного народного творчества, литературы, музыки, живописи, других видов искусства. Ближе и дороже становится ребятам родная природа, если прямо в лесу провести праздник, соревнование.

           Второй уровень предполагает наблюдение, переживание и осмысление увиденного и услышанного в природе.

           Третий уровень сформированности экологической культуры проявляется в том, что школьник осознает и отражает в деятельности принцип рачительного отношения к природе, её ресурсам, формирует умение решать хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды, укрепляет стремление сохранить красоту природы и приумножать природные богатства. На этом уровне личный опыт учащихся пополняется новым содержанием: анализом наблюдения за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение ее состояния; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности.

            Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу — сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводится высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность учащихся, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на учащихся в младшем школьном возрасте, являются: семья; детские дошкольные учреждения; школа; внешкольные воспитательные учреждения; средства массовой информации; самовоспитание.

                   Повышение уровня экологической воспитанности невозможно с помощью только экологической информированности. Экологизация сознания требует восприятия мира природы, как личностно-значимого, отсюда возникает необходимость нравственно-эстетической, патриотиоведческой, духовной окраски экологического знания. Именно на этой почве возможно формирование ценностных ориентаций и, как результат, экологического сознания развивающейся личности. Работа с учащимися непосредственно в стенах школы, в тесной связи с внеклассной созидательно-добротворческой деятельностью позволит применить полученные знания и приобрести профессиональные навыки экологической работы, а также стимулировать потребности получения новых экологических знаний и умений, тем самым приобретая навыки самосовершенствования.

 

Учитель русского языка                                                      

и литературы                                                                      В.В.Романович

Разделы сайта