Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, САМОРАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, САМОРАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

 

Оленюк Галина Анатольевна,

заместитель директора по учебной работе

государственного учреждения образования

«Средняя школа №1 г.Белыничи имени Николая Ивановича Пашковского»

г.Белыничи Могилевской области, Республика Беларусь

 

Одной из важных общеобразовательных задач в процессе обучения наших учащихся является подготовка конкурентоспособной личности, которая способна к восприятию глобализационных и интеграционных процессов, к функционированию в новых социально-экономических и социокультурных преобразованиях с учетом современных представлений о совместной эволюции человека и природы.

Сбалансированность взаимоотношений человека с природой может быть достигнута за счет комплексных усилий со стороны человека путем экологической регламентации хозяйственной деятельности, целенаправленного, экологически оправданного воздействия на виды, популяции и экосистемы, путем экологического воспитания подрастающих поколений, формирования их экологической культуры.

Современная ситуация общественного развития инициирует преобразования в профессиональной деятельности педагогов, в том числе, в сфере экологического образования. Важным условием достижения необходимого качества профессиональной деятельности становится высокий уровень развития экологической компетентности педагога, позволяющий формировать экологическую культуру учащихся, демонстрируя культуру познания, критическое осмысление изучаемых явлений, ответственное отношение к природному окружению.

В настоящее время интерес к экологической компетентности возрос в связи с пониманием того, что решение глобальной экологической проблемы, существующей в современном мире, невозможно без качественного изменения экологической культуры и экологической компетентности.

В наше время важно развивать у учащихся самостоятельную познавательную деятельность, умение принимать решения, приобретать знания и осваивать способы работы с информацией.В современной школе необходимо создавать доброжелательную атмосферу, основанную на доверии и уважении к учащимся, знании их интересов, потребностей и возможностей. Прежде всего от человека теперь требуется умение ориентироваться в информационном пространстве, осваивать и усваивать новые технологии, самосовершенствоваться,саморазвиваться, самообучаться, уметь искать недостающие знания, что позволит решать назревшие экологические проблемы, анализировать, смело выдвигать новые идеи и реализовывать их.

Хочется отметить, что задача современного педагога заключается, прежде всего, в кропотливой работе с учащимися по приобретению ими умения самостоятельно добывать необходимые знания и умения при чёткой направленности и руководстве учителя, чтобы воспитать выпускникадумающего, образованного, интеллектуально знающего, добропорядочного, решительного. А это значит, мы, учителя, должны дать качественные знания, качественное воспитание, помочь учащемуся накапливать навыки, необходимые для саморазвития, самообразования, самопознания и воспитания, учить пользоваться ими в повседневной жизни, использовать в полном объёме компетентностный подход в обучении.

Важно сказать, что нашему обществу нужны молодые люди, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня важно подготовить выпускника такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов ее решения. А это во многом зависит не от полученных знаний и умений, а от так называемых «компетенций» и «компетентности».

Согласно А.В.Хуторского, «компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [2, с. 60].

Компетентностный подход при организации образовательного процесса характеризуется, прежде всего, тем, что под содержанием образования понимаются не только владение знаниями, умениями и навыками, но и ключевыми компетенциями, предусматривающими подготовку учащегося социализированного, способного к успешной жизни в быстро меняющихся условиях, которые характеризуются множеством проблем и противоречий, широким выбором жизненных стратегий.

Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания, саморазвиваться. Компетентностный подход в обучении, таким образом, предполагает не увеличение объема информированности человека в различных предметных областях, а помощь в решении проблем в различных незнакомых ситуациях.

Согласно Кодексу Республики Беларусь, «образование - обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося;

обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей [1, с.3-5].

Одним из основных требований воспитания является «экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к природе [1, с.21].

Следует сказать, что при компетентностном подходе в образовании учащийся, самостоятельно обдумывая, анализируя, выделяя главное, самосовершенствуясь, устанавливает и реализует связь между знаниями, умениями и сложившейся ситуацией.

Умение быть самостоятельным помогает учащемуся адаптироваться в социальном мире, принимать непосредственное участие в решении экологических проблем.Но помочь стать учащемуся компетентным, знающим и умеющим принимать самостоятельные решения призван компетентный учитель, в нашем случае учитель, обладающий экологической компетентностью.

Экологическая компетентность педагога представляет собой сочетание способностей, установок и опыта творческой деятельности, позволяющих устанавливать экологические отношения в системе общество-природа-человек. является основополагающим элементом в успехе экологической деятельности.

Экологическая компетентность педагога связана с самоорганизацией действующих, творческих субъектов, способных на неожиданные решения в сложной экологической обстановке, способствует усовершенствованию личности в целом и всех ее составляющих.

Самосовершенствование учащихся в рамках компетентностного подхода в обучении позволяет сформировать умение самостоятельно решать коммуникативные, познавательные, организационные, нравственные, профессиональные и другие жизненные проблемы. Стать компетентным каждый может только сам, принимая самостоятельные решения, делая ошибки и исправляя их.

Таким образом,,самосовершенствуясь, учащиеся думают, рассуждают, сравнивают и принимают самостоятельные решения, что очень важно в нашем современном мире.

В развитии экологической компетентности педагога существенное значение имеет его экологическое сознание, которое определяется не только как базовый уровень экологической компетентности, но и как важное звено экологического образования личности в целом. Признаками экологического сознания педагога можно считать:

- осознание себя как части большой системы (природы), живущей по неподвластным человеку законам;

- переосмысление вопросов взаимодействия человека и окружающего мира;

- опора на научные факты и изыскания;

- построение личных гуманистических ценностей на основе общей глобальной задумки;

- стремление действовать на благо сохранения природы и жизни на планете.

Экологическая компетентность педагогов включает в свою структуру специальную компетентность в области экологии (знания в области экологии, умение применять эти знания на практике); методическую компетентность (способность педагога анализировать, проектировать, организовывать, оценивать и корректировать процесс экологического воспитания учащихся, их родителей); социально-психологическую компетентность (нормы и правила восприятия природы и общества и их взаимоотношения, экологическая направленность личности в системе экологического образования); аутопсихологическую компетентность (построение своей системы взаимоотношений с природной средой).

Как видим, экологогически компетентный педагог должен профессионально ориентироваться в сфере экологического образования и воспитания, владеть необходимыми компетенциями для решения экологогических практико-ориентированных задач. Важным для компетентного педагога является умение анализировать и обобщать имеющиеся знания экологического характера и свой опыт, эффективно реализовывать их в образовательном процессе.

Следует отметить, что важным условием развития экологической компетентности педагогов является осознание ими экологических проблем современности, владение экологической обстановкой (в мире, стране, регионе), умение находить варианты решения возникающих проблем на улучшение экологической ситуации и предотвращение экологических катастроф, понимание взаимосвязи глобальных экологических проблем и региональных, что способствует формированию индивидуальной позиция и осознанию роли педагога в приобщении учащихся к ответственности за экологическое благополучие на нашей планете.

Таким образом, можно сделать вывод, что экологическая компетентность педагога школы представляет собой системную личностно-профессиональную характеристику, включающую в себя экологически- ценностные ориентации, актуальные экологические знания и умения, ответственное поведение в отношении окружающей среды, стремление сделать всё для экологически безопасного проживания человека и всей живой природы в своем регионе, а значит, на нашей планете.

Экологически компетентный педагогреализовывает экологическое образование и воспитание, стремится к изучению актуальных экологических проблем (глобальных, региональных), занимается самообразованием, применяет в своей работе современные технологии экологического образования и воспитания учащихся.

 

Список использованных источников

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. №243-3:принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г. – Мозырь: Белый Ветер, 2011. – 379, [1] с.

2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование, 2002. - №2.

 

Разделы сайта