Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 

 

Новикова О.В.,

учитель иностранных языков государственного учреждения образования «Средняя школа №1 г. Белыничи имени Николая Ивановича Пашковского»,

первая квалификационная категория

 

Постоянные изменения в современном мире и обществе выдвигают новые требования к системе образования.

Как же сделать обучение иностранному языку в средней школе более эффективным? На этот вопрос учителя иностранного языка отвечают по-разному. Одни считают, что нужно применять компетентностный подход, который сейчас преобладает в образовании. Другие утверждают, что целесообразно изменить содержание обучения, придав ему современный коммуникативный характер. Но что бы ни предпринималось в попытке усовершенствовать процесс изучения иностранных языков, воплощать всё это в жизнь приходится учителю, владеющему не только методикой преподавания учебного предмета, но и особым искусством преподавания иностранного языка. По моему мнению, на современном этапе в этом поможет компетентностный подход.

Компетентностный подход – это «совокупность взглядов и способов проектирования и организации образовательного процесса, которые характеризуются нацеленностью на формирование компетенций, направленных на подготовку к продолжению образования и началу трудовой деятельности, универсальных учебных действий, усилением практической ориентированности учебной деятельности учащихся для подготовки к жизни и получению профессии, использованием накопленного и созданием условий для формирования у учащихся социального опыта, в том числе в процессе самостоятельной деятельности» [4, с. 35].

            В помощь учителю для реализации в образовательном процессе компетентностного подхода изданы дидактические и диагностические материалы (серия «Компетентностный подход») [3, с. 63].

Компетентностный портрет современного учителя иностранного языка – это целостность его личностных и профессиональных качеств, творческих способностей и умений. Чтобы быть успешным и востребованным, учитель должен быть готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, постоянно учиться и совершенствоваться, обновлять свои знания и умения, то есть он должен быть компетентным.

В «Толковом словаре русского языка» находим следующие определения: «Компетентный – соответствующий, способный, обладающий основательными знаниями в какой-либо области, знающий, обладающий компетенцией» [5].

В «Большом энциклопедическом словаре» под компетенцией понимается: «1) Круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу. 2) Знания и опыт в той или иной области» [2].

         Компетенции – приобретаемые в процессе обучения и воспитания способности осуществлять деятельность в соответствии с полученным образованием [4, с. 31].

Компетенции – возможности, способности, готовность к деятельности и способ поведения с применением знаний, умений и навыков для достижения определенных результатов. Компетентность – это действия, способы решения разнообразных ситуаций на уроках иностранного языка и деятельность по достижению результатов.

Я считаю, что профессиональной компетентностью современного учителя иностранного языка является целостность его личностных и профессиональных качеств.

По мнению Ф. Н. Алипхановой, «профессионализм учителя – это интегрированное образование педагога, обобщенного в фундаментальных знания, умениях и способностях, профессионально значимые личностные качества, высокий уровень культуры и педагогического мастерства, креативный подход к организации педагогической деятельности, способность к рефлексии, готовность к постоянному совершенствованию. Профессионализм необходимо рассматривать как важную составляющую личностной структуры учителя, включающую интеллектуальную, эмоциональную, духовно-эстетическую и действенно-волевую сферы [1, с. 190].

Профессиональная компетентность включает в себя глубокие знания по предмету, умение принимать решения, эмоционально-личностные отношения, способность обобщать опыт, продуктивно взаимодействовать с коллегами и учащимися. Креативность, несомненно, помогает в решении данных вопросов.

В процессе формирования профессиональной компетентности современного учителя иностранного языка большую роль играют различные формы организации работы и методы обучения: организация учебных дискуссий; использование технологий проблемного обучения, проектной деятельности, игровых и информационно-коммуникационных; участие в семинарах-практикумах, тренингах, вебинарах, научно-практических конференциях, мастер-классах.

Всё чаще учителя пользуются для связи с учащимися и коллегами сервисами Znaj.by, платформой для вебинаров Zoom и программой Viber.      Установленное приложение Viber позволяет бесплатно не только совершать звонки, но и передавать текстовые сообщения, картинки, фотографии, аудиосообщения и видео (видеосообщения, видеофрагменты и видеоуроки), можно обмениваться файлами или переходить по ссылке. В чате можно общаться одновременно со многими учащимися или коллегами при помощи письменных и голосовых сообщений. Говорение может быть незапланированным, спонтанным и продуктивным одновременно. Использование стикеров и гиф‑анимаций в приложении Viber делает общение более живым и интересным.

На своих уроках я стараюсь создать особую мотивацию к обучению, атмосферу доверия и комфортности, которая способствует раскрепощенности учащихся, преодолению ими языкового барьера, чувства неуверенности, появлению желания общаться, делиться своими мыслями, идеями и переживаниями.

Благодаря современным способам визуализации учебного материала (мультимедийная презентация, ментальная карта, скрайбинг, опорный конспект, логическая цепочка, инфографика, кластер, облако слов, QR-коды), возникшим в связи с развитием компьютерных технологий, учебный материал привлекает больше внимания, легче воспринимается, лучше запоминается и усваивается, следовательно, повышается познавательный интерес и мотивация.

Для повторения, актуализации и систематизации лексики на уроках иностранного языка я часто использую ментальные карты, логические цепочки и кластеры, применение которых приносит положительные результаты, так как они помогают развивать креативное и критическое мышление, внимание и память и делают процесс обучения иностранному языку интересным, занимательным и плодотворным. Учащиеся учатся выбирать, запоминать и структурировать слова, а также воспроизводить их в процессе говорения. Применение разнообразных современных средств визуализации информации на уроках иностранного языка предоставляет широкие возможности не только для знакомства с фактами, процессами и событиями культуры иноязычной страны, но и для передачи в доступной и легко усваиваемой форме лексических, грамматических, фонетических и коммуникативных знаний.

Использование интернет-ресурсов на уроке иностранного языка способствует реализации не только интерактивного подхода, но и компетентностного подхода в обучении иностранному языку.

Единый информационно-образовательный ресурс (https://eior.by) и   сервис LearningApps.org являются методической поддержкой для учителя, позволяют дополнить процесс изучения иностранного языка, открывают широкие возможности для самостоятельной работы учащихся. Использование игровых технологий (интерактивных обучающих игр, игровых заданий и упражнений) на I, IIи IIIступенях общего среднего образования позволяет сделать изучение сложного материала более интересным и результативным.

Сочетание личностных и профессиональных качеств, знание современных педагогических и образовательных технологий в обучении иностранным языкам в средней школе обеспечивают вхождение современного учителя иностранного языка в образовательное пространство третьего тысячелетия, когда преобладающими становятся результаты обучения.

Таким образом, компетентностный портрет современного учителя иностранного языка со временем меняется, так как изменяются требования к профессиональным компетенциям и к личностным характеристикам учителя иностранного языка в связи с изменениями в системе образования. Выросли требования общества к учителю как личности и профессионалу. Сегодня учителю иностранного языка необходимо совершенствоваться, саморазвиваться, уметь мотивировать учащихся, развивать их способности и самостоятельность, включать учащихся в разнообразные виды деятельности, используя разнообразные формы работы и учитывая их интересы, склонности и индивидуальные особенности.

Современный учитель иностранного обязан быть всесторонне развитой личностью, готовой к любым изменениям и способной расширять и углублять свои знания и умения, повышать свою профессиональную квалификацию, чтобы стать «ключом» к миру современного учащегося. Только так он сможет воспитать целеустремлённую, образованную и успешную личность.

 

Список использованных источников

  1. Алипханова, Ф. Н. Методологический подход к пониманию сущности профессионализма учителя [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskiy-podhod-k-ponimaniyu-suschnosti-professionalizma-uchitelya/viewer. – Дата доступа: 04.11.2021.
  2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bigslovar.ru. – Дата доступа: 06.11.2021.
  3. ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2021/2022 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа : https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2021-2022-uchebnyj-god/obshchee-srednee-obrazovanie-2021-2022/3780-instruktivno-metodicheskie-pis-ma.html. – Дата доступа : 10.11.2021.
  4. Образовательные стандарты общего среднего образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://adu.by/images/2019/01/obr-standarty-ob-sred-obrazovaniya.pdf. – Дата доступа: 10.11.2021.
  5. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gramota.ru/slovari/dic/?word=компетентный&all=x. – Дата доступа: 07.11.2021.

Разделы сайта