Работа педагогического коллектива по совершенствованию
форм и методов работы по формированию экологической культуры учащихся через урочную деятельность
(Романович В.В., учитель русского языка и литературы)
Проблема сохранения окружающей среды встала перед человечеством не сегодня и даже не вчера. И с каждым годом экологическая проблема взаимодействия человека и природы становится всё острее и острее. Решать её необходимо, начиная с поиска ответа на вопрос о способах формирования в современном жителе экологической культуры. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Современному школьнику жить завтра, поэтому экологическое направление в воспитательном процессе сегодня — одно из приоритетных.
Экологическое воспитание - неотъемлемая часть общего среднего и дополнительного образования детей и молодёжи.
Это подтверждается в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2016-2020 годы. Восьмая глава Концепции посвящена экологическому воспитанию, что подчеркивает возрастание его значимости в современных условиях. Экологическое воспитание направлено на формирование экологической культуры личности, определяется универсальным значением природы для человека и общества. Оно включает в себя знания о компонентах и их взаимосвязях в системе «человек — общество — природа», а также нравственное и эстетическое отношение к природе.
Содержание экологического воспитания включает усвоение знаний о природных объектах, процессах и явлениях, их взаимообусловленности; приобщение к ценностям экологического характера. Формируется социальная база для реализации идеи устойчивого развития общества. В данном контексте важным аспектом выступает использование традиций народной педагогики, отражающих бережное отношение людей к природе.
Условия экологического воспитания:
- сочетание различных форм, методов и средств формирования у обучающихся экологической культуры;
- практическая деятельность обучающихся по охране природы;
- взаимодействие учреждений образования с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, научными учреждениями и общественными организациями и объединениями, субъектами природоохранной деятельности.
Задача школы состоит в том, чтобы сформировать достаточный объем знаний по экологии, способствовать приобретению навыков компетентного анализа явлений природы. В первую очередь реализации этих задач способствуют уроки естественно-научного цикла. А в осмыслении основополагающих принципов и законов взаимодействия человека и природы, в осознании возможности, необходимости и значимости практической помощи природе каждого из нас, живущих на этой земле, незаменима работа каждого педагога.
Для более успешного формирования у школьников экологической культуры можно использовать различные формы и методы, способствующие, наиболее полноценному становлению экологической культуры учащихся.
Во-первых, методы формирования сознания: убеждение, упражнение, личный пример. Во-вторых, методы формирования положительного опыта поведения в процессе жизнедеятельности: самоанализ, переживание, осознание. И наконец, методы поощрения и наказания: деловые игры, тренинги, и т.д.
Для формирования экологического сознания в учебном процессе применяются различные методы: групповые и ролевые игры, проектная деятельность, творческая «терапия», «мозговой штурм», имитационное моделирование, все они направлены на актуализацию личной причастности, эмоциональной сферы, формирования мотивов экологического содержания, что обеспечивает систематизацию мировоззренческих установок учеников.
В учреждении образования разработан план инновационной деятельности по внедрению модели формирования экологической культуры через реализацию экологических инноваций, который состоит из различных составляющих. Конечная цель плана инновационной деятельности – это формирование экологических компетенций у учащихся и формирование навыков разумного потребления.
Через всю образовательную деятельность учреждения образования проходит экологизация в процессе изучения каждого предмета. Например:
на уроках биологии изучаются экосистемы различного уровня;
на уроках химии учащиеся знакомятся с влиянием химического загрязнения на окружающую среду;
на уроках географии дети узнают о природопользовании;
на уроках физики изучаются альтернативные источники энергии и область их применения;
уроки трудового обучения дают ученикам возможность познакомиться с
экологией производства;
на урокахобществоведения рассматриваются глобальные проблемы защиты среды обитания человечества;
на уроках истории изучаются традиции отношения разных народов к окружающему миру;
уроки литературы учат детей находить взаимосвязь национального характера и природы через фольклор и творчество известных писателей.
Каждый урок способствует формированию системных знаний, экологического мышления, практическому решению проблемных экологических вопросов. Одной из главных экологических проблем, поднимаемых на уроках, является проблема переработки и утилизации твердых бытовых отходов.
Опытными педагогами нашей школы были проведены открытые уроки, посвященные этой экологической проблеме (ТБО):
Змиёва Е.Н., учитель информатики «Использование инструментов табличного процессора для реализации и исследования моделей из различных предметных областей»; Новикова Н.И., учитель математики «Экологическое образование»; Назарова М.И., учитель математики «Дружим с природой»; Сукоцкая В.А., учитель начальных классов «Решение уравнений и практико-ориентированных задач».
Учителями и учащимися была проведена подготовительная работа, дополнившая уроки реальным фактическим материалом о состоянии окружающей среды (ТБО) в своем городе, районе.
Общей целью проведенных уроков стало формирование ответственного отношения учащихся к природе. Учащиеся узнали о переработке твердых бытовых отходов и о возможности вторичного использования твердых бытовых отходов. Ученики пришли к выводу, что каждый человек должен стать разумным потребителем.У учащихся расширились знания о способах переработки и вторичном использовании бытовых отходов. Выработались навыки раздельного сбора мусора. Учащиеся ознакомились с некоторыми положениями технического кодекса «Правила обращения с коммунальными отходами». Определили пути решения проблемы по сохранению экологии родной страны.
Отдельно хочется отметить работу по формированию экологической культуры учащихся на уроках русского языка и литературы.
Важную роль в экологическом образовании и воспитании играют и уроки русского языка и литературы. Анализ программ, учебников по русскому языку и литературе показывает, что данные предметы обладают большим нравственно-экологическим потенциалом.
Для понимания информации экологического характера на уроках русского языка и литературы можно использовать тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных, это могут быть как тексты для комплексного анализа, так и изложений, диктантов, так как главная цель учителя – не только проверить знания учащихся, но и пробудить их чувства, мысли, побудить их задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.
Экологизация уроков русского языка и литературы предполагает привлечение в качестве дидактического материала не только специфическую лексику, но и специальные тексты (художественные, учебные, публицистические, официально-деловые), содержащие экологическую информацию.
На уроках русского языка проводятся также разные виды диктантов с экологическим уклоном: словарные, творческие, зрительные, объяснительные, графические, контрольные.
На уроках русского языка используются тексты о природе, о птицах и животных таких писателей как К. Паустовский, М. Пришвин, В. Бианки, и др. Подобные уроки прививают любовь учащихся не только к родной природе, но и к своей Родине, к тому месту, где они родились и выросли, что способствует формированию чувства патриотизма у учащихся.
На уроках русского языка используются для комплексной работы с текстом небольшие сообщения об экологических традициях наших предков – славян. Большим подспорьем в работе по формированию экологической культуры учащихся являются и малые жанры фольклора – загадки, поговорки и пословицы. Пословицы о природе используются для отработки орфограмм и для синтаксического разбора, обращается внимание на народную мудрость, скрытую в пословице или поговорке: «Много леса – береги, мало леса – не руби, нету леса – посади», «Возвращай земле долг – будет толк», «Не беречь поросли, не видать и дерева», «Кто природу не бережет, к тому болезнь приходит».
Выбираются для уроков русского языка тексты на определенную тему: «Лес и ТБО», «Дикие животные», «Домашние животные», «Лекарственные растения», «Материки и океаны», «Водные ресурсы», «Цветы», «Заповедники», «Красная книга» и т.п. Выполняются различные задания, позволяющие развивать не только языковую, но и речевую компетентность учащихся: определить стиль и тип текста, выделить основную мысль текста, найти аргументы и доказательства.
Учащиеся с удовольствием помогают учителю в подборе дополнительного материала из ресурсов интернета, научно-популярных журналов, художественных книг, не только пополняя при этом багаж экологических знаний, но и развивая свою эрудицию.
Необязательно весь урок говорить только про экологию, можно включить в структуру урока всего один элемент – трехминутное сообщение, подготовленное учащимся, или стихотворение на экологическую тему, или дать двум-трем ученикам карточки – и появляется системность в области формирования экологической культуры учащихся на уроках русского языка и литературы.
Например, тема урока «Тире между подлежащим и сказуемым» предложение «Раздельный сбор мусора – это благо для планеты», тема «Синонимы» слова «Мусор - отходы, хлам, грязь, труха, рухлядь, сор», творческое задание «Составить предложение на заданную тему ТБО» предложение «Я весь мусор соберу, я планету сберегу», тема «Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения с обобщающими словами» предложения «Я раздельно собираю отходы: бумагу, пластик, стекло, металл».
На уроках литературы также рассматриваются художественные тексты с экологической точки зрения, ведь литература и искусство – самые мощные инструменты воспитания нравственности.
Произведение М.М. Пришвина «Кладовая солнца» в 5 классе демонстрирует любовь к родной земле, стремление пробудить у школьников желание понять красоту природы. На примерах поступков главных героев, их отношении к жизни, природе, животным и птицам автор рисует яркие примеры уважительного, бережного отношения к окружающему миру. Писатель наделяет животных и растения качествами, свойственными человеку, использует прием олицетворения, тем самым подчеркивает мысль о единении человека и природы.
На уроках литературы необходимо стараться развивать в детях не просто чуткое отношение к слову, а способность восхищаться красотой родной природы, которую воспели в своих стихах русские поэты и писатели.
На основе курса школьной программы по литературе учителем вместе с учащимися составляется список произведений, в которых в той или иной степени освещаются вопросы экологии, бережного отношения к природе. Эти произведения побуждают юных читателей задуматься о своем месте в этом мире и развивают экологическое мышление. Паустовский К.Г. «Повесть о лесах», Николай Сладков «Лесной календарь», М.М. Пришвин «Сказки и рассказы о природе», Кир Булычёв «Речной доктор» (ТБО), В.Бианки «Рассказы», различные энциклопедии.
Интерес представляют и сочинения-миниатюры по картинам известных художников, иллюстрациям к художественным произведениям, уроки-путешествия по книгам М. М. Пришвина и К.Г. Паустовского, уроки-семинары по творчеству С.А.Есенина, Л.Н.Толстого и др.
Устные рассказы учащихся об увиденном в природе выступают как один из материалов по экологии на уроках русского языка и литературы. Наблюдение за природой в реальной действительности и умение поделиться своими наблюдениями на уроке приобщает школьников к живому, полному красок и звуков миру.
Основная функция заданий по экологии, выполняемых на различных уроках, – это развитие интереса детей к природе, к людям и их поведению, к изучению и осмыслению связей между ними, что свидетельствует о практико-ориентированной направленности уроков.
Использование различных форм и методов работы сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся. К обучению их в системе активных умственных действий. Данный вид активности проявляется в том, что учащийся, анализируя и сравнивая изучаемый материал, извлекает из него новую информацию.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа педагогического коллектива по совершенствованию форм и методов работы с учащимися как нельзя лучше способствует формированию у школьников экологической культуры, экологической компетенции. Применение различных форм и методов работы направлено на формирование практических знаний, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение детей к окружающей среде и природному пространству, что служит в свою очередь формированию целостной личности, обладающей культурологическими компетенциями, правовыми знаниями и экологическим мышлением.