Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Экологическая игра "Мусорознайка"

Григорьева О.А., учитель начальных классов

 

Экологическая игра "Мусорознайка"

(I«А» класс)

Цель: воспитание бережного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за нее.

Задачи:

- моделирование жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации;

-формирование у детей экологически грамотной позиции по отношению к проблеме бытового мусора.

-развитие дружеских взаимоотношений и умения работать в команде;

-воспитать у учащихся культуру поведения и умение соблюдать чистоту и порядок.

Оборудование: презентация, макет «Дом», мусор, обручи, картинки, презентация.

Ход занятия.

1.Вступительное слово учителя. Эмоциональный настрой.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руку возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Хорошее настроение у всех?

Учитель: - Ребята! Скоро, а именно 22 апреля, во всем мире, в очередной раз, люди будут отмечать праздник «День Земли». В этот день, те, кому небезразлична судьба нашего общего дома, стараются сделать что-нибудь доброе, полезное для планеты Земля: посадить дерево, убрать мусор, сделать скворечник. А я предлагаю вам стать участниками экологической игры «Мусорознайка».

- Ребята, вы знаете, что такое экология? (Ответы детей)

Учитель: - Экология — это наука о нашем огромном доме, который называется планета Земля.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце,

дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ТЫ

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

ПРИРОДОЮ родной земли

Зовётся этот дом.

Учитель: - Что есть на нашей планете? (Ответы детей)

(Учитель объясняет и демонстрирует «Дом планета Земля»)

Учитель: - На планете есть много прекрасного: реки и моря, горы и водопады, деревья, цветы и травы, птицы и звери, насекомые и рыбы. А ещё природа создала людей. И мы все — соседи по планете. На нашей планете есть всё, чтобы всем её обитателям было здесь хорошо и уютно. Но давайте посмотрим вокруг. Действительно ли всё так хорошо?

Просмотр видеоролика « Природа просит о помощи»

2.Проблемная ситуация «Откуда берется мусор?»

Учитель: -Какие чувства у вас вызвали эти кадры? Почему?

- Сегодня на занятии мы поговорим о том, как сделать наш дом чище.

- А какой самый главный враг чистоты? (Ответы детей)

Учитель: - Конечно же, мусор.

- Предлагаю вам послушать одну историю, которая произошла с мальчиками из соседнего двора. (Слайд – чистая детская площадка)

Мини сценка« Во дворе» (Учитель читает текст, двое мальчиков инсценируют прочитанный текст и разбрасывают мусор)

Два друга Паша с Мишей

Гулять однажды вышли.

Есть возле их крылечка отличное местечко:

Недалеко от дома есть поле для футбола,

И разные качели, есть горка, карусели.

Гуляют наши детки,

Пьют сок, жуют конфетки,

Ну а цветные фантики

Бросают в палисадники.

От сока же картонки

Летят во все сторонки…

Весь мусор - мимо урны,

Ведь дети бескультурны!

А утром Паша с Мишей

Во двор опять свой вышли.

Что видят? На площадке

Пакеты, сор, бумажки.

На горке сок разлитый,

А там стекло разбито...

И кто все это «чудо»

Оставил здесь повсюду?

( Ответы детей)

3.Интерактивная беседа.

Учитель: - Вам, ребята, нравится такой двор? Вы хотите играть на такой площадке? Почему? (Слайд – грязная детская площадка)

(Ответы детей)

Учитель: - Кто оставляет весь этот мусор? ( Слайд с изображением мусора)

(Ответы детей. - Его производит сам человек)

(Возвращаемся к макету «Дома»)

Учитель: - Мусор это творение человека. Ни животные, ни растения не создают мусора. Это человек загрязняет Землю. Как вы думаете, мусор вредит « Дому Природы»? (Ответы детей. «Дом» разрушается)

Учитель: - Как же мы с вами можем помочь нашей планете? (Ответы детей)

Учитель: - Предлагаю вам выйти на субботник, собрать весь мусор.

-Что такое субботник вы знаете?( Ответы детей)

- А дома вы следите за чистотой? Что вы делаете? И в природе мы тоже будем наводить порядок.

4.Игра « Соберем мусор вместе»

Учитель: - Молодцы, ребята! Снова стало чисто и уютно. Если люди будут выходить на субботники, то будет чище вокруг и люди будут ценить свой труд и труд других людей.

- А теперь давайте посмотрим, что мы выбрасываем? ( рассматривают мусор в обручах)

(Ребята отвечают. Это бумага, крышки от бутылок, пластиковые и стеклянные бутылки, консервные банки, полиэтиленовые пакеты, баночки из-под йогурта, упаковочные коробки, сломанные и изношенные вещи, кожура, фантики и т. д.)

Учитель: - Мы бросаем в мусорное ведро всё, что перестало нам быть нужным. А куда дальше?

(Ответы детей. Мусор из ведра мы выносим на помойку, в контейнер и т.д.)

Учитель: - Приносим опустевшее ведро домой, и опять начинаем копить мусор. И так каждый день! При этом не забудьте, что в городе, как правило, проживает от нескольких тысяч до нескольких миллионов человек, и все несут свой мусор в эти самые контейнеры. (Слайд – контейнер переполненный мусором)

5.Информационный блок «Куда девается мусор?»

Каждый современный город решает вопрос: куда девать мусор? А кто из вас, ребята, задумывался, куда девается мусор из контейнеров? Где мы ему найдем место в нашем « Доме Природы»? ( Макет)

( Ответы детей) (Мусор из контейнеров вывозят мусоровозы и т.д.) (Слайд – свалка за пределами города)

- Свалки за пределами городов, куда свозится мусор, достигают гигантских размеров. От них на большое расстояние распространяется неприятный запах. На свалках размножается большое количество мух, мышей, крыс – переносчиков болезней.

Просмотр видео фильма «Как изменяется мусор?»

Учитель: - Что вы узнали о том, куда девается мусор?

(Ответы детей. - Никуда.)

Учитель:- Что же с ним происходит?

(Ответы детей.- Он превращается во что-то другое.)

Учитель: - И весь этот мусор годами может лежать в земле, засоряя её. А сжигать мусор вредно, потому что выделяются ядовитые газы, опасные для здоровья. Как же быть? Как сократить количество мусора?

(Ответы детей. - Отдельные части мусора можно перерабатывать и создавать новые вещи. Так мы и экономим, и убираем лишний мусор.)

Учитель: - Вещи, которые можно переработать в новые (утилизировать), в настоящее время помечают специальным знаком.

(Слайд – знак переработки)

6. Игра « Найди знак переработки».

(Детям предлагается найти среди собранных предметов те, на которых есть знак « переработка».)

Учитель: - Очень трудно из общей мусорной кучи вытащить отдельные нужные фрагменты, годные к переработке. Поэтому нужно научиться сортировать мусор уже дома. Во многих страна, а сегодня и у нас в России есть специальные контейнеры. Они выкрашены в разные цвета и мусор в них надо класть по-отдельности.

(Слайд – контейнеры разного цвета)

В синий контейнер - бумагу, в жёлтый — пластик, а в зелёный – стекло.

Учитель: - Вещи, которыми мы пользуемся, делают из разных материалов: бумаги, картона, стекла, металла, пластмассы. Сейчас мы с вами попробуем определить, из какого материала сделан тот или иной предмет. Я буду показывать какой-то предмет из мусора, а вы говорите, из какого материала он сделан. (Показывает фантик от конфеты, коробку из-под печенья, рваный носок, пластиковую бутылку, консервную банку.)

(Ребята отвечают.)

Учитель: - А теперь предлагаю игру.

7.Игра « Сортируем мусор правильно»

(Детям предлагаются контейнеры с условными знаками, командам надо рассортировать мусор, который они собрали в обручи. Команды становятся напротив контейнеров, возле специальных ориентиров. Игроки команд по очереди добегают до обруча с мусором, берут мусор и несут к контейнеру с нужным условным знаком. Побеждает та команда, которая не только быстро, но и правильно рассортировала мусор.)

Учитель: - Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. А теперь давайте посмотрим куда дальше отправится наш мусор.

Просмотр видео фильма «Куда девается мусор из контейнера?» - -Куда отправили мусор из контейнеров? Что там с ним происходит?

Учитель:- Итак, кое-что из бытового мусора можно переработать, чтобы лишний раз не загрязнять окружающую среду. Однако его все равно остается очень много.

Учитель: - Но некоторые предметы мы просто торопимся выбросить в мусор, не задумываясь, что они ещё могут послужить людям. Вот, например, стеклянные бутылки и банки. Их можно использовать много раз. Наверняка дома мама и бабушка варят варенье, солят огурчики, и банки могут в этом пригодиться. Очень часто дети ломают игрушки и выбрасывают их. А ведь можно пришить оторванную лапу плюшевому мишке, починить машинку или отдать надоевшую игрушку тому, кому она больше нужна, например, в детский сад или другу. Есть люди, которые умеют дать вторую жизнь, казалось бы, ненужным вещам.

(Слайд – поделки из бросового материала)

Учитель:- Ребята, а как вы думаете, раньше, лет 100 -200 назад , мусор был?

(Ответы детей)

- Сейчас мы вернемся в прошлое и постараемся ответить на этот вопрос.

(Слайд с изображением – глиняной посуды, рушника, деревянных ложек, железного утюга, лаптей, плетеной хлебницы и т.д.)

8. Виртуальная экскурсия «Страничка истории»

Учитель: - Почему раньше мусора не было?

( Ответы детей)

Учитель: - Деревянное, если ломалось, сжигалось в печи;

- негодные железные вещи переплавлялись в кузнице на что- то другое;

- одежда была такая крепкая, что передавалась от бабушки к внучке.

- Когда природа была чище? ( Ответы детей)

9. Заключительное слово.

Учитель: Сегодня мы лишь чуть приоткрыли двери важной экологической проблемы. Мы знаем, что рыбе – нужна чистая вода, зверю – чистые леса, птице – чистый воздух. Давайте охранять нам «Дом Природы» от разрушения. Сохраним порядок в нем, защитим от мусора. Ведь это зависит от каждого из нас.

( Макет «Дома Природы» восстанавливается)

10. Игра «Это зависит от каждого из вас».

(После произнесенной мной фразы вы должны сказать соответствующее слово – «хорошо», положительное влияние на природу; «плохо», отрицательное влияние на природу.)

- Бросай, куда попало мусор.

+ Дай вещи «вторую жизнь».

- Оставляй мусор в лесу, около водоёма, на месте отдыха.

+Сортируй мусор правильно;

+Экономно используй тетради, бумагу (например, оборотную сторону).

-Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнёзда.

+Оборудовать и очищать места отдыха

-Ломать растения, срывать цветы

+Оберегать и подкармливать животных и птиц

+ Участвуй в субботниках

Учитель: - Если каждый из нас будет выполнять эти правила, окружающий нас мир станет чуточку чище.

11. Итог занятия

Учитель: - Наше занятие подошло к концу. Понравилось ли вам оно? Если да – покажите солнышко.

Если нет – тучку.

-Что нового и интересного вы узнали? (Ответы детей)

- К какому выводу пришли, о чем задумались? (Ответы детей)

Учитель: Давайте помнить, что наша планета – наш общий дом, это земля и твоя, и моя. Ребята, будем беречь нашу Землю, не бросать мусор в лесу, в реки, пруды, а будем думать, какое найти ему применение. Вы согласны со мной?

- Тогда предлагаю дать клятву «Юного защитника природы».

Клятва «Юного защитника природы»

- Мы природу защитим

И в обиду не дадим,

Будем мы её беречь

И от мусора стеречь!

 

Разделы сайта