КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
|
Новикова О.В.,
учитель иностранных языков
«Средняя школа №1 г.Белыничи имени
Николая Ивановича Пашковского»
г.Белыничи Могилевской области,
Республика Беларусь
|
Постоянные изменения в современном мире и обществе выдвигают новые требования к системе образования.
Как же сделать обучение иностранному языку в средней школе более эффективным? На этот вопрос учителя иностранного языка отвечают по-разному. Одни считают, что нужно применять компетентностный подход, который сейчас преобладает в образовании. Другие утверждают, что целесообразно изменить содержание обучения, придав ему современный коммуникативный характер. Но что бы ни предпринималось в попытке усовершенствовать процесс изучения иностранных языков, воплощать всё это в жизнь приходится учителю, владеющему не только методикой преподавания учебного предмета, но и особым искусством преподавания иностранного языка. По моему мнению, на современном этапе в этом поможет компетентностный подход.
Компетентностный подход – это «совокупность взглядов и способов проектирования и организации образовательного процесса, которые характеризуются нацеленностью на формирование компетенций, направленных на подготовку к продолжению образования и началу трудовой деятельности, универсальных учебных действий, усилением практической ориентированности учебной деятельности учащихся для подготовки к жизни и получению профессии, использованием накопленного и созданием условий для формирования у учащихся социального опыта, в том числе в процессе самостоятельной деятельности» [4, с. 35].
В помощь учителю для реализации в образовательном процессе компетентностного подхода изданы дидактические и диагностические материалы (серия «Компетентностный подход») [3, с. 63].
Компетентностный портрет современного учителя иностранного языка – это целостность его личностных и профессиональных качеств, творческих способностей и умений. Чтобы быть успешным и востребованным, учитель должен быть готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, постоянно учиться и совершенствоваться, обновлять свои знания и умения, то есть он должен быть компетентным.
В «Толковом словаре русского языка» находим следующие определения: «Компетентный – соответствующий, способный, обладающий основательными знаниями в какой-либо области, знающий, обладающий компетенцией» [5].
В «Большом энциклопедическом словаре» под компетенцией понимается: «1) Круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу. 2) Знания и опыт в той или иной области» [2].
Компетенции – приобретаемые в процессе обучения и воспитания способности осуществлять деятельность в соответствии с полученным образованием [4, с. 31].
Компетенции – возможности, способности, готовность к деятельности и способ поведения с применением знаний, умений и навыков для достижения определенных результатов. Компетентность – это действия, способы решения разнообразных ситуаций на уроках иностранного языка и деятельность по достижению результатов.
Я считаю, что профессиональной компетентностью современного учителя иностранного языка является целостность его личностных и профессиональных качеств.
По мнению Ф. Н. Алипхановой, «профессионализм учителя – это интегрированное образование педагога, обобщенного в фундаментальных знания, умениях и способностях, профессионально значимые личностные качества, высокий уровень культуры и педагогического мастерства, креативный подход к организации педагогической деятельности, способность к рефлексии, готовность к постоянному совершенствованию. Профессионализм необходимо рассматривать как важную составляющую личностной структуры учителя, включающую интеллектуальную, эмоциональную, духовно-эстетическую и действенно-волевую сферы [1, с. 190].
Профессиональная компетентность включает в себя глубокие знания по предмету, умение принимать решения, эмоционально-личностные отношения, способность обобщать опыт, продуктивно взаимодействовать с коллегами и учащимися. Креативность, несомненно, помогает в решении данных вопросов.
В процессе формирования профессиональной компетентности современного учителя иностранного языка большую роль играют различные формы организации работы и методы обучения: организация учебных дискуссий; использование технологий проблемного обучения, проектной деятельности, игровых и информационно-коммуникационных; участие в семинарах-практикумах, тренингах, вебинарах, научно-практических конференциях, мастер-классах.
Всё чаще учителя пользуются для связи с учащимися и коллегами сервисами Znaj.by, платформой для вебинаров Zoom и программой Viber. Установленное приложение Viber позволяет бесплатно не только совершать звонки, но и передавать текстовые сообщения, картинки, фотографии, аудиосообщения и видео (видеосообщения, видеофрагменты и видеоуроки), можно обмениваться файлами или переходить по ссылке. В чате можно общаться одновременно со многими учащимися или коллегами при помощи письменных и голосовых сообщений. Говорение может быть незапланированным, спонтанным и продуктивным одновременно. Использование стикеров и гиф‑анимаций в приложении Viber делает общение более живым и интересным.
На своих уроках я стараюсь создать особую мотивацию к обучению, атмосферу доверия и комфортности, которая способствует раскрепощенности учащихся, преодолению ими языкового барьера, чувства неуверенности, появлению желания общаться, делиться своими мыслями, идеями и переживаниями.
Благодаря современным способам визуализации учебного материала (мультимедийная презентация, ментальная карта, скрайбинг, опорный конспект, логическая цепочка, инфографика, кластер, облако слов, QR-коды), возникшим в связи с развитием компьютерных технологий, учебный материал привлекает больше внимания, легче воспринимается, лучше запоминается и усваивается, следовательно, повышается познавательный интерес и мотивация.
Для повторения, актуализации и систематизации лексики на уроках иностранного языка я часто использую ментальные карты, логические цепочки и кластеры, применение которых приносит положительные результаты, так как они помогают развивать креативное и критическое мышление, внимание и память и делают процесс обучения иностранному языку интересным, занимательным и плодотворным. Учащиеся учатся выбирать, запоминать и структурировать слова, а также воспроизводить их в процессе говорения. Применение разнообразных современных средств визуализации информации на уроках иностранного языка предоставляет широкие возможности не только для знакомства с фактами, процессами и событиями культуры иноязычной страны, но и для передачи в доступной и легко усваиваемой форме лексических, грамматических, фонетических и коммуникативных знаний.
Использование интернет-ресурсов на уроке иностранного языка способствует реализации не только интерактивного подхода, но и компетентностного подхода в обучении иностранному языку.
Единый информационно-образовательный ресурс (https://eior.by) и сервис LearningApps.org являются методической поддержкой для учителя, позволяют дополнить процесс изучения иностранного языка, открывают широкие возможности для самостоятельной работы учащихся. Использование игровых технологий (интерактивных обучающих игр, игровых заданий и упражнений) на I, IIи IIIступенях общего среднего образования позволяет сделать изучение сложного материала более интересным и результативным.
Сочетание личностных и профессиональных качеств, знание современных педагогических и образовательных технологий в обучении иностранным языкам в средней школе обеспечивают вхождение современного учителя иностранного языка в образовательное пространство третьего тысячелетия, когда преобладающими становятся результаты обучения.
Таким образом, компетентностный портрет современного учителя иностранного языка со временем меняется, так как изменяются требования к профессиональным компетенциям и к личностным характеристикам учителя иностранного языка в связи с изменениями в системе образования. Выросли требования общества к учителю как личности и профессионалу. Сегодня учителю иностранного языка необходимо совершенствоваться, саморазвиваться, уметь мотивировать учащихся, развивать их способности и самостоятельность, включать учащихся в разнообразные виды деятельности, используя разнообразные формы работы и учитывая их интересы, склонности и индивидуальные особенности.
Современный учитель иностранного обязан быть всесторонне развитой личностью, готовой к любым изменениям и способной расширять и углублять свои знания и умения, повышать свою профессиональную квалификацию, чтобы стать «ключом» к миру современного учащегося. Только так он сможет воспитать целеустремлённую, образованную и успешную личность.
Список использованных источников
- Алипханова, Ф. Н. Методологический подход к пониманию сущности профессионализма учителя [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskiy-podhod-k-ponimaniyu-suschnosti-professionalizma-uchitelya/viewer. – Дата доступа: 04.11.2021.
- Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bigslovar.ru. – Дата доступа: 06.11.2021.
- ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2021/2022 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа : https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2021-2022-uchebnyj-god/obshchee-srednee-obrazovanie-2021-2022/3780-instruktivno-metodicheskie-pis-ma.html. – Дата доступа : 10.11.2021.
- Образовательные стандарты общего среднего образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://adu.by/images/2019/01/obr-standarty-ob-sred-obrazovaniya.pdf. – Дата доступа: 10.11.2021.
- Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gramota.ru/slovari/dic/?word=компетентный&all=x. – Дата доступа: 07.11.2021.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Щетинко Оксана Викторовна, воспитатель
государственного учреждения образования
«Средняя школа №1 г.Белыничи
имени Николая Ивановича Пашковского»
г.Белыничи Могилевской области,
Республика Беларусь
Самой природой обусловлено социальное назначение детства – адаптация ребенка к природе и обществу, формирование личности, способной брать ответственность за свои поступки перед людьми, растениями и животными.
Экологическая культура личности включает в себя следующие компоненты: наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованием бережного отношения к природе.
Детям важно понимать необходимость выполнения запретов и предписаний в природной и социальной среде, поэтому при рассматривании конкретных экологических ситуаций важно показать значение поведения и деятельности человека в изменении окружающей среды. Это позволит мотивированно и обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов.
Это и задание для учащихся,сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения задач проекта.
Всю воспитательную работу по формированию экологической личности учащихся наши педагоги строят по принципу: слушаем, наблюдаем, действуем.
Для формирования экологической личности во внеурочной деятельности педагоги нашего учреждения образования использовали формы, напрямую связанные с практической деятельностью ребят.
Например, в ходе проведения акций «Пластиковая бутылка», «Сохрани дерево – сдай макулатуру!» учащиеся были вовлечены в активную познавательную и практическую работу, обеспечивающую привитие умений и навыков в природоохранной деятельности, дающую возможность самореализации каждого из участников акции, формирующую чувства индивидуальной и групповой ответственности за выполняемое дело, участие в решении экологических проблем своего региона.
Активно у нас прошла акция «Зеленый город», где учащиеся старших классов принимали участие в посадке деревьев, высадке рассады цветов на клумбы города, а также в систематическом уходе за растениями.
Важное место в плане воспитательной работы мы отвели экскурсиям в природу: «Золотая осень», «Волшебница зима», «Как оживают деревья», «Загадки матушки природы», «Еловая свежесть», где наши ребята учились замечать взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания, разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой, убедились в том, что жизнь каждого растительного и животного мира зависит от многих факторов окружающей среды, в том числе и от изменений в ней под влиянием деятельности человека.
За весь период работы нашими учителями проведены экологические беседы, дискуссии, круглые столы на следующие темы: «Что такое макулатура?», «Наши пернатые друзья», «Стань другом природы», «Красная книга – что это такое?», «Братья наши меньшие», «Лягушка», «Муравейник», «Жизнь деревьев».
Содержательными и эмоционально-положительными получились экологические праздники «Зажги костер добра» с учащимися 5-х классов, «Цветы моей Земли» с учащимися 3-х классов, экологические сказки «Терем-теремок» и «Ромашковое счастье» с учащимися 1-х и 2-х классов.
Интересно прошли воспитательные мероприятия по изобразительной деятельности в начальных классах, где дети в ходе беседы создавали работы творческого характера. Так, во время беседы на тему «Жизнь деревьев», учащимся было предложено прослушать экологическую сказку «Как я подсмотрел березовые сны», представить картину, после чего подумать, а что еще могло присниться берёзке и попытаться на листе бумаге нарисовать ту самую березку и сон, который она увидела, а затем описать этот сон в нескольких предложениях с общим для всех началом: «А еще березке снилось, как…».
Аналогичным образом была организована работа под названием «Одинокое деревце», где ребятам необходимо было представить, что где-то далеко-далеко, растет дерево, совсем одинокое и беспомощное. Этот прием достаточно труден для детей, поскольку требует от них умения поставить себя на чье-либо место, уметь представить то, что деревце испытывает, находясь вдали от всего живого, умения сопереживать и сочувствовать. Далее ребятам было дано задание – нарисовать одинокое деревце и подумать, а чем бы я смог порадовать своего друга, что бы мог подарить, чтобы ему не было больше скучно и одиноко.
Также наши учащиеся готовили выступления на темы: «Как животные готовятся к зиме?», «Лекарственные растения», «Мои домашние любимцы», в ходе которых ребята учились самостоятельно или с помощью взрослых искать и анализировать информацию, уметь донести ее до окружающих. Но самое главное, дети приходили к осознанию того, что все это нужно беречь и любить.
Ребята с удовольствием участвовали в дидактических играх. Это игры на классных и клубных часах («Что было бы, если бы из леса исчезли…», «Береги природу», «Ходят капельки по кругу», «Найдите и покормите зимующих птиц», «Ухаживаем за растениями»), а также игры на улице (с листьями, цветами, деревьями).
Учащиеся с большим интересом подбирают наглядный материал, иллюстрации, стихотворения различных поэтов, пословицы и загадки о временах года, создают экологические презентации о сезонных экскурсиях в природу, мини-проекты «Моё дерево», «Я и окружающая среда», «Земля – наш общий дом», «Разделяй вместе с нами».
В этом учебном году мы провели акцию «Помоги птицам», которая проходила в несколько этапов, во взаимодействии педагогов, учащихся и их родителей.
Итогом этой акции стало не только привлечение окружающих к проблеме, но и участие в акции под названием «Подари дом птицам!». Совместными усилиями учащихся школы и их родителей были изготовлены скворечники.
В нашем учреждении образования была проведена неделя экологии «Из тысячи планет – Земли прекрасней нет!». Целью которой было повышение экологической культуры учащихся, формирование навыков грамотного обращения с отходами, расширение знаний о сборе и утилизации твердых бытовых отходов.
Классные руководители и педагоги-организаторы школы провели конкурс рисунков «Мусор – экологическая проблема наших дней», в котором приняли участие учащиеся младших и старших классов.
Для осуществления поставленных целей по неделе экологии, педагоги школы организовали следующие воспитательные мероприятия: игры «Мусор + воображение», «Собери раздельно», классные часы «Как нам избавиться от мусора?», «Новая жизнь старых вещей», «Мусор – глобальная проблема», «Свалка по имени Земля», клубные часы в группах продленного дня «Сортируем мусор – бережем природу», «Сбереги свою планету!», «Могу в игрушки мусор превратить», «Мусор может быть полезен», «Раздельный сбор мусора», «Учусь мусор сортировать, чтобы природе помогать», «Собирать раздельно – это легко», «Мусор и возможные пути решения проблемы», круглые столы «Люди и мусор, кто кого?», «Мусор может быть полезен», «Природа не прощает ошибок».
В ходе таких воспитательных мероприятий учащиеся не только познакомились с данной проблемой, а узнали о воздействии различных видов отходов на окружающую среду, о способах утилизации этих отходов, а также попыталась опытным путем доказать, что все отходы можно утилизировать без вреда для окружающей среды.
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.