Пискун Ю.А., учитель начальных классов
Творческая мастерская «Экология и творчество»
( I «Г» класс)
Цель занятия: развитие экологической культуры на занятиях по декоративно-прикладному творчеству, формирование нравственно-эстетических ценностей к творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни путем создания на занятии ситуации успеха.
Задачи:
✓ способствовать воспитанию любви к природе, родному краю, пониманию необходимости бережного и ответственного отношения к ним;
✓ способствовать развитию экологической культуры, эстетического и художественного вкуса;
✓ способствовать развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.
Оборудование и материалы:
вторсырье, ножницы, клей, цветная бумага, ватман, краски, кисточки, салфетки.
Ход занятия
- Вступительная часть.
Сегодня у нас необычное занятие. Вы, наверное, спрашиваете себя как можно науку экологию и декоративно-прикладное творчество объединить. Давайте попробуем вместе. Итак, мы начинаем. Тема нашего занятия звучит так «Экология и творчество».
Теоретическая часть занятия.
Беседа о науке «Экология».
- Ребята, есть такое высказывание: «Встал утром, умылся, приведи в порядок себя и свою планету».
- Как вы понимаете это высказывание? Примерные ответы учащихся:
- Нужно бережно относиться к природе, к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать, и содержать в чистоте.
- Действительно, мир вокруг нас, Земля – это наш дом. А занимается его изучением наука экология.
Экология - дом, местообитание, убежище, жилище; logos – наука. Экология - наука о защите дома-природы.
Эколог – человек, который занимается экологией, защищает природу. Вы, ребята, тоже являетесь юными экологами, так как вам не безразлична судьба природы.
И сегодня мы поговорим об вторичном сырье. А что это такое? Вторичное сырьё - это “вторичные материальные ресурсы, которые в настоящее время могут повторно использоваться в народном хозяйстве”.
- Какие виды вторичного сырья вы знаете? (Виды вторичного сырья: макулатура, стекло, металлолом, пластмассы, резина)
- Приносит ли пользу использование вторичных отходов? (Использование позволяет экономить и не загрязнять землю)
- Одним из важнейших этапов борьбы со свалками и организации эффективного процесса переработки мусора является его сортировка. Сортировка предполагает разделение отходов на несколько групп, обычно: пластиковые отходы, макулатуру, металлические изделия.
- А кто-нибудь знает, как необходимо сортировать вторичные отходы? (Установка специальных контейнеров для разных типов отходов позволяет упростить раздельный сбор мусора).
- Но что нужно делать, чтобы эта проблема загрязнения земли вторсырьем исчезла? Для начала нужно начать с себя. Не мусорить в независимости, где вы находитесь; подбирать разбросанный мусор и выбрасывать в положенном месте; сортировать мусор: батарейки, макулатуру необходимо собирать и сдавать на переработку, самому находить повторное применение вторсырью и распространять данные идеи очно и заочно (в социальных сетях интернета). Все это несложные правила для любого возраста и пола. Если каждый будет соблюдать элементарные правила, то человечество справится с этой проблемой.
Подведение итогов теоретической части занятия.
Что узнали нового?
II. Основная часть.
Практическая часть занятия.
Творческая работа.
Наша творческая работа, тесно связана с переработкой вторсырья. Мы с вами сделаем плакат на тему сортировки мусора. В начале урока вы получили конверты разного цвета. Как вы думаете, почему конверты разного цвета? (У каждой группы свое задание).
1. Из картона сделать контейнеры: макулатура, металл, пластмасса.
2. Вырезать название плаката: «вместе спасем землю»
3. Сделать модель земли из газет и разукрасить ее.
4. Приклеить все части плаката.
Прежде чем начать работать мы должны вспомнить технику безопасности.
Техника безопасности во время работы:
1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время.
2. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
3. Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя.
4. Не стараться резать заготовку с одного раза.
5. Соблюдать порядок на рабочем месте.
6. Руки во время работы держать на весу, сидеть прямо и не подносить близко к глазам работу.
7. Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.
8. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
9. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями. Нельзя резать на ходу.
10. Кисточкой не труси, обмокни ее салфеткой.
Работа в группах.
Читаем задания в конвертах и выполняем их.
III. Заключительная часть.
Мы многому научились и многое увидели, поэтому, сейчас у вас на глазах мы создадим импровизированный экологический уголок, который обязательно будет в нашем классе.
Учащиеся поочерёдно приносят свои работы. И вместе с учителем создают плакат «Вместе спасем землю»
Итог занятия.
- Ребята, скажите, чему был посвящен наш урок? Что вы узнали нового? Для чего мы всё это сделали? Какова же тема нашего урока?
- Ребята, те задачи, которые мы с вами ставили перед собой, мы выполнили. Огромное всем спасибо. Удачи!