Цели:
- воспитание у учащихся бережного отношения к природе;
- закрепление знаний детей о природе родного края;
- развитие познавательной активности, речи, умения сравнивать и делать выводы, логически мыслить;
- воспитание у учащихся патриотических чувств через отношение к родной природе;
- показать, что каждый человек может и должен быть причастен к охране природы.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Учитель:
— Ребята, наше сегодняшнее мероприятие посвящено такой важной теме, как формирование экологической культуры.
Природа нашей страны прекрасна. И каждый из нас может внести свой вклад в её сохранение.
2. Вступительная часть.
Один из учащихся читает стихотворение:
Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
Учитель:
— Сохранение природы — один из приоритетов экологической политики нашей страны. В Беларуси созданы и охраняются заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы. С начала 17 века с территории Беларуси исчезло около 10 видов млекопитающих. Вымерли тур и лесной тарпан. Перестали встречаться северный олень, лесной кот, лань, песец, росомаха и выхухоль. Популяция зубра в настоящее время частично восстановлена. Сейчас в нашей стране более 31 тысячи видов животных. Растительный мир включает в себя 11,5 тысяч видов. Он представлен растительностью лесов, лугов, болот, рек и водоёмов.
Одной из основных экологических проблем стало загрязнение планеты мусором. Разбрасываемый по всей планете мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Сжигание отходов приводит к загрязнению воздуха и разрушению озонового слоя. Природа в опасности! Спасти природу, а значит и самих себя, поможет бережное отношение к ней, ответственность за все, что происходит вокруг нас.
Давайте вспомним, что же такое мусор и какой вред он нам приносит?
Первый учащийся:
— Мусор становится частью окружающей среды. Причины его появления различны, но главным его источником является деятельность человека. Мусор бывает промышленный и бытовой. Промышленный обязан своим появлением деятельности заводов и фабрик. Отходы, которые скапливаются у нас дома, называют бытовыми.
Второй учащийся:
— Организация свалок — самый дешёвый, но при этом недальновидный способ утилизации мусора. Ядовитые вещества проникают в подземные воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей. В результате процессов гниения без доступа воздуха образуются различные газы. На свалках регулярно возникают пожары, при которых в атмосферу выбрасывается сажа, фенол и прочие ядовитые вещества.
Третий учащийся:
— Вторичное использование отходов — наиболее ресурсосберегающий путь. Но здесь существует ряд проблем:
Первая проблема: мусор необходимо рассортировать.
Вторая проблема: доставка мусора к месту переработки.
Третья проблема: мусор невозможно использовать как сырьё для производства высококачественной продукции.
3. Основная часть.
Учитель:
— Теперь пришло время нам с вами перейти к нашей викторине, но прежде чем её начать нам нужно разделиться на две команды.
Учащиеся делятся на две команды, придумывают названия своих команд.
Учитель:
—Итак, начинаем первый тур нашей викторины.
Предлагаю отгадать загадки:
На траве устроив пир,
Фрукты, хлеб съедим и сыр.
Время проведем со вкусом,
Уберем с полянки …(мусор).
Мусор мы в контейнер носим,
Ну а он потом увозит,
То, что люди принесли,
Отвезет он все в утиль.
(Мусоровоз)
Есть из пластика, стекла,
Формой отличаются,
Но практически везде,
Тара та встречается!
(Бутылка)
Эта штучка хоть мала, но энергии полна.
Оживляет механизмы лишь присутствием она.
(Батарейка)
Учитель:
— Молодцы! А мы переходим на второй тур.
I.
1. Ее изобрели китайцы.
2. Ее получают из дерева.
3. Она легко горит.
4. Из нее получается очень много мусора.
5. На ней обычно рисуют и пишут. (Бумага)
1. Его делают из песка.
2. Чаще всего оно прозрачное.
3. Когда оно падает, то разбивается.
4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Стекло)
1. Это легче воды.
2. Это образует пленку на воде и не тонет.
3. В речке этого становится много, когда моют машину.
4. Это мешает дышать рыбам.
5. Это надо удалять с поверхности воды. (Машинное масло)
Этого почти не видно.
Этого много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.
От этого у людей бывает астма и бронхит.
Это могут собрать на свои листья зеленые растения.
В городе, где этого много не растут лишайники. (Газовые отходы)
Это всегда черного цвета.
Этого много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.
Это очень вредное.
Этого много образуется при горении. (Сажа)
Из нее у меня сделано очень много вещей.
Она бывает разноцветной и ее трудно сломать.
Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
Если ее поджечь, то появится много черного дыма, который плохо пахнет.
Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается. (Пластмасса)
Учитель:
— Молодцы! Отлично справились со вторым туром.
Переходим к третьему туру.
На мониторе вы видите предметы. Вам нужно определить, куда каждый из них можно выбрасывать.
Представители каждой из команд отвечают по очереди, выбирая один из предметов и рассказывая, куда его можно выбрасывать.
4. Подведение итогов, рефлексия.
Подсчёт набранных баллов, определение победителей.
Учащимся предлагается сформулировать основные правила.