Цель: способствовать формированию экологической культуры учащихся.
Задачи: развивать познавательный интерес, экологическое мышление учащихся; воспитывать бережное отношение к природе и чувство любви к ней.
1. Что такое экология?
Экология – наука, изучающая жизнь различных организмов в окружающей среде. Окружающая среда – это всё живое и неживое вокруг нас (воздух, вода, почва, камни, дома, растения, животные, машины и т.д.) Экология изучает, как растения, животные и люди существуют вместе, как влияют друг на друга и на окружающую среду.
Как мы связаны с окружающей средой? Чем питаемся? Куда выбрасываем отходы и мусор? Какие растения и животные есть рядом с нами? (Учащиеся высказывают свои предположения.)
То, как мы воздействуем на окружающую среду, влияет на все живые организмы рядом с нами. А окружающая среда в ответ влияет на нас с вами.
2. Поговорим о мусоре.
Сегодня мы поговорим о мусоре. А что называют мусором? (Дети высказывают своё мнение.) Верно. Это пищевые отходы, упаковки от еды и других товаров, сломанные и устаревшие вещи: приборы, обувь, одежда, мебель… Как мы с ними обычно поступаем? (Учащиеся отвечают.)
Иногда люди просто выбрасывают мусор у дома, на пляже, в лесу. Кто видел такое? Вам это понравилось?
Чистота – половина здоровья. Где чистота, там и здоровье. Чистота – залог здоровья… Почему так говорят? (Учащиеся отвечают.)
Бумага и хлопковая ткань через полгода сгниёт, разложится. Полиэтиленовый пакет – только через 400 лет.
А пластиковые упаковки и бутылки никогда не разложатся!
Они не тонут, не гниют, на них ничего не вырастает. В океанах уже образовались огромные острова из пластика, который выбрасывают в воду с кораблей. Он распадается на мелкие кусочки, которые по ошибке заглатывают морские обитатели, принимая их за пищу. Если такую рыбу поймает и съест человек, он вместе с рыбой съест и пластик, который она заглотила…
3. «Спаси свою Землю!»
Батарейки – для чего они нужны? (Учащиеся перечисляют.) Да, батарейки бывают разные, и они очень выручают человека в разных ситуациях, когда нужно быть независимым от электрических проводов. Мы ими пользуемся… а потом что с ними делаем? Верно, выбрасываем.
Учёные подсчитали, что в природе на пространстве 20 кв. м могут жить один ёж, два крота и тысячи дождевых червей.
( Наш класс имеет площадь примерно 60 кв. м, это в 3 раза больше.) А погубить их может одна пальчиковая батарейка! (Показать батарейку.) Из неё со временем начинают вытекать химические вещества, находящиеся внутри, и отравлять всё вокруг.
4. Что мы можем сделать для улучшения экологии?
В нашем городе давно существуют контейнеры с раздельным сбором мусора. Пластик, стекло, металл и пищевые отходы выкидываются отдельно. Так их легче рассортировать и переработать. Скажите, а ваша семья выбрасывает мусор раздельно?
А батарейки – куда их выбросить: с металлом, пластиком или стеклом? (Предположения учащихся.)
Для батареек существуют специальные пункты приёма, для того чтобы они не смешивались с другим мусором и их можно было безопасно утилизировать. Также в пунктах приёма принимают ртутьсодержащие приборы: ртутные термометры, ртутные лампы. Ртуть – это жидкий металл, испарения которого приводят к тяжёлым заболеваниям и тоже отравляют всё вокруг. Выброшенные лекарства могут попасть через почву в воду, которую мы пьём. Поэтому следует собирать опасный мусор и сдавать его в пункты приёма, которых в нашем городе достаточно и ни в коем случае не выбрасывать в мусорный бачок!
Что ещё мы можем сделать для того, чтобы экология не ухудшалась? Постараться меньше использовать пластиковые пакеты. Можно носить с собой в магазин прочную многоразовую сумку, а не покупать каждый раз полиэтиленовый пакет, который скоро порвётся, ты его выкинешь и он будет разлагаться 400 лет.
Некоторые магазины уже перешли на бумажные пакеты. Ведь они быстро разлагаются и не приносят большого вреда природе и людям.
И всегда помните: чисто там, где не сорят.
Не оставляйте после себя мусор, и вы уже внесёте свой вклад в улучшение мира, поможете дольше сохранить свою планету экологически чистой и красивой!
Щетинко О.В., воспитатель группы продлённого дня