Цель урока: ознакомление с основными видами обстоятельств и способами их выражения; формирование умения разграничивать виды обстоятельств, совершенствование умений различать типы речи, стили речи, определять основную тему, мысль текста, анализировать текст, строить предложения на заданную тему; обогащение лексикона, расширение кругозора учащихся; формирование экологической культуры учащихся, навыка раздельного сбора мусора.
Тип урока: урок повторения изученного материала.
Вид урока: урок развивающего обучения.
Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование и техническое оснащение: учебник, тетрадь, карточки с упражнениями и тестами.
Технологии: общепедагогические технологии, системно-деятельные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Этапы урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Формулирование темы и цели урока.
- Повторение и закрепление изученного материала.
- Физкультминутка.
6. Проектная деятельность.
- Проверочная работа.
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашем классе. Сегодня нас ждет интересный и увлекательный урок. Желаю вам удачи и хороших отметок!
2.Актуализация знаний
Земля - водная планета. Качество воды обязательно определяет качество жизни. Хорошая вода - хорошая жизнь. Загряненная вода – плохая жизнь. Нет воды - нет жизни.
Учитель.
1.Как вы понимаете значение этого высказывания?
2.Чему оно нас учит?
3.Что нужно делать, чтобы сохранить чистоту водоемов?
4. Запишите предложения и произведите полный синтаксический разбор.
5. О чем вы задумались после выполнения нашего задания?
3.Формулирование темы и цели урока
- Ребята, сегодня мы с вами будем продолжать изучать второстепенные члены предложения.
- Какие второстепенные члены предложения вы уже знаете?
- О каком члене предложения мы будем говорить сегодня?
- Попробуйте определить цели нашего урока.
4.Повторение и закрепление изученного материала
1 этап.
Работа в группах.
Пользуясь учебником (стр.99-100),
1 группа: дает определение обстоятельству, указывает грамматическое значение обстоятельств, вопросы, на которые отвечают обстоятельства.
2 группа: выясняет способ связи обстоятельств с главным словом и какими частями речи обычно выражается.
3 группа: придумывает примеры, связанные с природой к каждой группе обстоятельств.
Группы отвечают. Заполним «Паутинку» на доске и в листочках.
Виды обстоятельств
|
Вопросы
|
Какими частями речи выражаются
|
Примеры
|
1. Места
|
|
|
Идем в поход
|
|
Когда?
С каких пор?
Как долго?
До каких пор?
|
Наречие, существительные
|
|
|
|
|
|
4. Цели
|
|
Наречие
|
|
|
Как?
|
|
|
|
|
|
|
7. Уступки
|
|
Существительное с предлогом
|
Сохранить несмотря на сложности
|
Проверка знаний по группам (по очереди) – заполнение «паутинки» на доске и на листочках. У нас получилась опорная схема, памятка. Обобщим наши знания (1 человек у доски), проверим заполнение листочков.
Карточка №1
1.Учитель.
1.Прочитайте текст «Водные ресурсы».
2.Определите тему, основную мысль текста, стиль, тип речи.
3.Чему учит нас этот текст?
4. Что вы знаете про раздельный сбор мусора?
5. Как раздельный сбор мусора помогает беречь водоемы?
6. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
7. Найдите и подчеркните обстоятельства в тексте, определите их виды и способы выражения.
Водные ресурсы
Наличие пресной чистой в..ды необходимое условие существ..вания всех живых орг..низмов на планете.
На долю пресной в..ды пригодной к употреблению приходит(?)ся всего 3 % от общего ее количества.
Не(?)смотря на это человек в проце(сс/с)е своей деятельности не(?)щадно загрязняет ее.
В мире существует множеств.. водоёмов, в которые (с,з)брасывается различный мусор, который в большом к..личестве собирается на поверхности водоёмов. Из-за чего препятствует попаданию солнечного света, что, в свою очередь, приводит к нарушению многих проце(сс/с)ов, происходящих в этих экосистемах.
Загрязнение в..ды является серьёзной пр..блем..й человечества, но существует множеств… способов её решения: научит(?)ся бережней относит(?)ся к природным ресурсам, создать более соверше(н,нн)ые очищающие в..ду м..ханизмы, внедрить бе…сточные технологии в промышленности, повторно использовать очищенные сточные в..ды.
5. Физкультминутка
6. Проектная деятельность
Карточка №2
Учитель.
1. Составьте несколько предложений (2-4) (по вариантам) на темы: «Раздельный сбор мусора – это благо для планеты» (1 вариант); «Чистая вода – моя забота» (2 вариант); «Беречь природу – значить любить свой край» (3 вариант).
2. Защита мини-проектов (чтение, обсуждение, коррекция).
Карточка №3
Учитель.
1.Обсудите проблему (в группах), найдите пути решения.
2.Защита мини-проектов (обсуждение, коррекция).
Ситуация
Проблема: водоем и берег, загрязненный твердыми бытовыми отходами.
Проволока, обрезки досок, труб, остатков мебели могут стать причиной травм. Свалки – причина загрязнения почвы, воздуха, водоемов.
Предлагаемое решение: убрать свалку. Установить контейнеры для раздельной утилизации бытовых отходов и щиты с правилами поведения у водоемов, организовать работу волонтеров по контролю за чистотой окружающей среды.
7.Проверочная работа
Карточка №4
Учитель.
1.Решите тестовые задания.
Учащимся предлагается тест.
1)Сколько обстоятельств в предложении?
Как прекрасен рассвет у чистой реки,
Когда солнце, сырое на вид,
Людской глупости вопреки
Меж стволов в поднебесье летит.
2) укажите грамматическое значение обстоятельства:
Недалеко от города Белыничи находится Заозерское озеро.
3)Найдите ложное утверждение:
а) наличие второстепенных членов – признак двусоставного предложения;
б) грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое;
в) предложение может не иметь второстепенных членов.
4) Подчеркните все второстепенные члены предложения, укажите значение обстоятельств.
Желание полюбоваться осенними красками привело меня на берег реки.
5)Расставьте недостающие знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы:
Пр..йдите её д..р..гами побывайте в городах и селах подыш..те зап..хами ее лесов отведайте сладкого сока берё.. ар..матных пл..дов её земли окин..те взглядом пр..сторы её полей и вы полюбите нашу син..окую Беларусь.
Одновременно с тестом выполняется индивидуальное задание на доске.
- Индивидуальное задание на доске (1 человек).
Расставить недостающие знаки препинания и вставить пропущенные буквы:
Человек однажды п..бывавший в Беларуси (н..)когда (н..)забуд..т её красоты чистоты уд..вительной природы р..душия и гост..пр..имства её людей.
Подчеркнуть грамматическую основу и обстоятельства, указать их значение.
Взаимопроверка теста (ответы на доске), проверим индивидуальное задание у доски.
8. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель. Сегодня очень хорошо работали, у нас получился очень увлекательный урок.
-Ребята, вы молодцы сегодня! Давайте подведем итог.
-Чему мы научились сегодня на уроке?
-Что больше всего понравилось на уроке?
-С каким материалом вы сегодня познакомились, к чему он призывает читателей?
9. Домашнее задание
Параграф 22, упр.175
Творческое задание. Составить 3-5 предложений о необходимости сохранения чистоты природных ресурсов, используя обстоятельства.
О.В. Лычковская, учитель русского языка и литературы
раскрыть » / « свернуть