Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Щетинко Оксана Викторовна,

воспитатель

государственного учреждения образования

«Средняя школа №1 г.Белыничи

имени Николая Ивановича Пашковского»

г.Белыничи Могилевской области, Республика Беларусь

 

 

Самой природой обусловлено социальное назначение детства – адаптация ребенка к природе и обществу, формирование личности, способной брать ответственность за свои поступки перед людьми, растениями и животными.

Экологическая культура личности включает в себя следующие компоненты: наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованием бережного отношения к природе.

Детям важно понимать необходимость выполнения запретов и предписаний в природной и социальной среде, поэтому при рассматривании конкретных экологических ситуаций важно показать значение поведения и деятельности человека в изменении окружающей среды. Это позволит мотивированно и обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов.

Это и задание для учащихся,сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения задач проекта.

Всю воспитательную работу по формированию экологической личности учащихся наши педагоги строят по принципу: слушаем, наблюдаем, действуем.

Для формирования экологической личности во внеурочной деятельности педагоги нашего учреждения образования использовали формы, напрямую связанные с практической деятельностью ребят.

Например, в ходе проведения акций «Пластиковая бутылка», «Сохрани дерево – сдай макулатуру!» учащиеся были вовлечены в активную познавательную и практическую работу, обеспечивающую привитие умений и навыков в природоохранной деятельности, дающую возможность самореализации каждого из участников акции, формирующую чувства индивидуальной и групповой ответственности за выполняемое дело, участие в решении экологических проблем своего региона.

Активно у нас прошла акция «Зеленый город», где учащиеся старших классов принимали участие в посадке деревьев, высадке рассады цветов на клумбы города, а также в систематическом уходе за растениями.

Важное место в плане воспитательной работы мы отвели экскурсиям в природу: «Золотая осень», «Волшебница зима», «Как оживают деревья», «Загадки матушки природы», «Еловая свежесть», где наши ребята учились замечать взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания, разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой, убедились в том, что жизнь каждого растительного и животного мира зависит от многих факторов окружающей среды, в том числе и от изменений в ней под влиянием деятельности человека.

За весь период работы нашими учителями проведены экологические беседы, дискуссии, круглые столы на следующие темы: «Что такое макулатура?», «Наши пернатые друзья», «Стань другом природы», «Красная книга – что это такое?», «Братья наши меньшие», «Лягушка», «Муравейник», «Жизнь деревьев».

Содержательными и эмоционально-положительными получились экологические праздники «Зажги костер добра» с учащимися 5-х классов, «Цветы моей Земли» с учащимися 3-х классов, экологические сказки «Терем-теремок» и «Ромашковое счастье» с учащимися 1-х и 2-х классов.

Интересно прошли воспитательные мероприятия по изобразительной деятельности в начальных классах, где дети в ходе беседы создавали работы творческого характера. Так, во время беседы на тему «Жизнь деревьев», учащимся было предложено прослушать экологическую сказку «Как я подсмотрел березовые сны», представить картину, после чего подумать, а что еще могло присниться берёзке и попытаться на листе бумаге нарисовать ту самую березку и сон, который она увидела, а затем описать этот сон в нескольких предложениях с общим для всех началом: «А еще березке снилось, как…».

Аналогичным образом была организована работа под названием «Одинокое деревце», где ребятам необходимо было представить, что где-то далеко-далеко, растет дерево, совсем одинокое и беспомощное. Этот прием достаточно труден для детей, поскольку требует от них умения поставить себя на чье-либо место, уметь представить то, что деревце испытывает, находясь вдали от всего живого, умения сопереживать и сочувствовать. Далее ребятам было дано задание – нарисовать одинокое деревце и подумать, а чем бы я смог порадовать своего друга, что бы мог подарить, чтобы ему не было больше скучно и одиноко.

Также наши учащиеся готовили выступления на темы: «Как животные готовятся к зиме?», «Лекарственные растения», «Мои домашние любимцы», в ходе которых ребята учились самостоятельно или с помощью взрослых искать и анализировать информацию, уметь донести ее до окружающих. Но самое главное, дети приходили к осознанию того, что все это нужно беречь и любить.

Ребята с удовольствием участвовали в дидактических играх. Это игры на классных и клубных часах («Что было бы, если бы из леса исчезли…», «Береги природу», «Ходят капельки по кругу», «Найдите и покормите зимующих птиц», «Ухаживаем за растениями»), а также игры на улице (с листьями, цветами, деревьями).

Учащиеся с большим интересом подбирают наглядный материал, иллюстрации, стихотворения различных поэтов, пословицы и загадки о временах года, создают экологические презентации о сезонных экскурсиях в природу, мини-проекты «Моё дерево», «Я и окружающая среда», «Земля – наш общий дом», «Разделяй вместе с нами».  

В этом учебном году мы провели акцию «Помоги птицам», которая проходила в несколько этапов, во взаимодействии педагогов, учащихся и их родителей.

Итогом этой акции стало не только привлечение окружающих к проблеме, но и участие в акции под названием «Подари дом птицам!». Совместными усилиями учащихся школы и их родителей были изготовлены скворечники.

В нашем учреждении образования была проведена неделя экологии «Из тысячи планет – Земли прекрасней нет!». Целью которой было повышение экологической культуры учащихся, формирование навыков грамотного обращения с отходами, расширение знаний о сборе и утилизации твердых бытовых отходов.

Классные руководители и педагоги-организаторы школы провели конкурс рисунков «Мусор – экологическая проблема наших дней», в котором приняли участие учащиеся младших и старших классов.

Для осуществления поставленных целей по неделе экологии, педагоги школы организовали следующие воспитательные мероприятия: игры «Мусор + воображение», «Собери раздельно», классные часы «Как нам избавиться от мусора?», «Новая жизнь старых вещей», «Мусор – глобальная проблема», «Свалка по имени Земля», клубные часы в группах продленного дня «Сортируем мусор – бережем природу», «Сбереги свою планету!», «Могу в игрушки мусор превратить», «Мусор может быть полезен», «Раздельный сбор мусора», «Учусь мусор сортировать, чтобы природе помогать», «Собирать раздельно – это легко», «Мусор и возможные пути решения проблемы», круглые столы «Люди и мусор, кто кого?», «Мусор может быть полезен», «Природа не прощает ошибок».

В ходе таких воспитательных мероприятий учащиеся не только познакомились с данной проблемой, а узнали о воздействии различных видов отходов на окружающую среду, о способах утилизации этих отходов, а также попыталась опытным путем доказать, что все отходы можно утилизировать без вреда для окружающей среды.

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

 

Разделы сайта