Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Классный час «Мусор: за и против»

Классный час посвящён проблеме раздельного сбора мусора, переработки твёрдых бытовых отходов и их утилизации. Классный час можно проводить в 5 - 7 классах. Каждый учащийся попытался решить проблему раздельного сбора мусора, переработки и утилизации. Каждый человек может внести свой посильный вклад в её решение этой проблемы. Классный час вызвал живой интерес, дети работали с удовольствием, узнали много нового и полезного, изучили принципы раздельного сбора мусора.

Классный час «Мусор: за и против»

Романович В.В., классный руководитель V«В» класса

Цель: формирование экологической грамотности у детей, бережливого отношения к природным ресурсам и расширение представлений о возможностях переработки твёрдых бытовых отходов (ТБО).

Задачи:

1.Изучить экологические проблемы, связанные с переработкой ТБО.

2.Познакомить с современными способами переработки твёрдых бытовых отходов, научить бережно и экономно расходовать природные ресурсы

3.Способствовать развитию таких качеств личности как экологическая сознательность, экологическая культура и активность в природоохранных мероприятиях.

Оборудование: Слайды «Отходы в доходы», печатный материал для работы на уроке.

Введение

«Иногда, кажется, что предназначение

человека заключается в том,

чтобы уничтожить свой род,

предварительно сделав земной шар

непригодным для обитания».

Ж. –Б. Ламарк

1 этап: 

Введение в проблему «Люди и мусор»

Звучит спокойная музыка. Классный руководитель просит представить детей прогулку в лесу. Как они идут, загребая ногами листву, слушают пение птиц, наслаждаются красотой леса. И вдруг!! они останавливаются. Их возмущению нет предела!

Что могло так возмутить в лесу именно вас? (Дети по очереди называют причины: не потушенный костёр, пустые бутылки, груды мусора….)

Как вы понимаете слова Ж. –Б. Ламарка?

2 этап: 

Историческая справка «Мусор в жизни человека»

Мусор всегда играл важнейшую роль в человеческой культуре. История мусора показывает, что эта проблема решалась уже в далёком прошлом (слайд 1). Примерно около 3 тыс. лет до н.э. на острове Крит были построены первые в истории человечества централизованные помойки: мусор сваливали в специально вырытые ямы, слои мусора пересыпали слоями земли.

А 2500 лет до н.э. был принят закон, в котором граждане города Афин должны вывозить мусор на расстояние не менее 1.5 км от городской черты (слайд 2).

16 век - английская королева Елизавета Первая даровала специальные привилегии сборщикам тряпья, которое шло на производство бумаги.

Во многих странах Европы свиней выгоняли на улицу, чтобы те поедали мусор, отходы (слайд 3).

     18 век - мусор на службе войны. Сбор металлических отходов в США был объявлен патриотическим долгом, он шёл на переплавку (слайд 4).

1895 год. В Нью-Йорке создана первая в мире сортировка мусора. Жители города были обязаны разделять пищевые отходы, бумагу, металл и выбрасывать их в отдельные баки, стоящие на улице.

В СССР утилизации придавалось большое значение, по всей стране существовали пункты сбора стеклотары. Для сбора макулатуры и металлолома привлекались школьники (слайд 5, 6).

«Мусорная тема» всегда актуальна. О проблеме мусора говориться во всем мире, но мусор всё равно накапливается. Улицы городов, посёлков, обочины дорог уже невозможно представить чистыми. Эта проблема касается каждого жителя Земли (слайд 7, 8).

3 этап: 

Исследовательская работа «Мусорное ведро моей семьи»

Можно провести небольшое исследование, узнать какой мусор больше всего выбрасывает ваша семья.

Мусор мы собираем регулярно. Двое ребята нашего класса получили задание изучить содержание мусорного ведра, разложив по кучкам мусор, составить описание (слайд 9).

Результат: (слайд 10)

  • упаковочный материал (целлофановые пакеты-7шт., конфетные фантики),
  • коробка из-под обуви,
  • пластиковая бутылка из-под подсолнечного масла,
  • три баночки из-под йогурта,
  • две бутылочки из-под газированной воды,
  • два бумажных пакета из-под молока,
  • стеклянная бутылка из-под минеральной воды,
  • два стеклянных пузырька от лекарства,
  • сломанная шариковая ручка,
  • четыре старых журнала,
  • три порванные газеты,
  • испорченная батарейка от часов,
  • старые носки,
  • пищевые отходы.
  • Составив список, они обратили внимание, что больше всего мы выбрасываем:
  • бумагу 1 место (пять наименований),
  • пластик 2 место,
  • стекло, упаковочные материалы 3 место.

3. Опрос учащихся на тему: “Решение проблемы мусора” (слайд 11).

Данные опроса в таблице:

1

Как часто выбрасываете мусор?

А) через день

Б) каждый день

2

Что больше всего выбрасываете

А) бутылки;

Б) бумага, фантики

В) отходы

3

Куда деваете бумагу.

А) сжигаем;

Б) выбрасываем;

В) макулатура

4

Согласны ли вы собирать мусор по отдельности?

А) лень, глупо; бред, долго;

Б) согласны

5

Моё отношение к мусору на улице?

А) раздражает;

Б) все равно, лежит и лежит не мешает.

4. После опроса решили посчитать, а сколько же мусора выбрасывают жители одного дома в день? (слайд 12)

В доме 60 квартир, если в день набирается по 0,5-1 пакету(ведру) с квартиры, то в среднем, получается, от 30 до 50 пакетов в день.

Если посчитать бумагу: это примерно от 500г. до 1кг. бумаги с квартиры в день; в месяц около 15кг (500г.•30дней).

С дома: 15*60=90 кг в месяц, а в год примерно около тонны!!!

Пластиковые бутылки мы выбрасываем в огромном количестве, не только дома, но и на улице!

(слайд 13)

Если взять хоть одну бутылку в 2 дня, то в месяц 15 бутылок с квартиры, 60 с дома, а в год около 700-900 штук!!! Это же целый грузовик!!!

И всё это выбрасывается на землю, загрязняет, засоряет почву, воду…

Время перегнивания материала показано в таблице:(слайд 14).

Подвергаются разложению:

  • Стеклянные бутылки – 1000 лет;
  • Изделия из пластмассы – 100 лет;
  • Консервные банки - 50-80 лет;
  • Батарейки - 10 лет;
  • Окурки - 1-5 лет;
  • Шерстяной носок – 1-5 лет;
  • Бумага - 2 года. Апельсиновая или банановая кожура - 2-5 недель.

4 этап: 

Обозначение проблемы «ТБО»

Человек не может жить, не оставляя после себя твёрдые бытовые отходы (ТБО). В среднем принято считать, что на одного жителя в год накапливается 250 кг мусора.
Отходы собираются как на специализированных (санкционированные места), так и на стихийно возникающих свалках (неразрешенные места).
Сконцентрированные на свалках отходы – опасные источники загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв и растений. Сложившаяся ситуация представляет реальную угрозу здоровью людей – современным и будущим поколениям страны.
Проблема твердых бытовых отходов (ТБО) является острой, актуальной, поскольку ее решение связано с необходимостью обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, санитарной очистки сёл и городов, охраны окружающей среды и ресурсосбережения.
Мусор является благоприятной средой для развития микроорганизмов, вызывающих некоторые инфекционные заболевания. Поэтому необезвреженные отходы могут быть источником массового загрязнения окружающей среды.

5 этап: 

Сортировка ТБО

На какие части вы рассортируете, выносимый вами мусор? 

Отходы разделяются:

  • на подлежащие переработке и позволяющие получить вторичное сырьё (все виды полимеров, стекло, макулатура, металл);
  • на подходящие только для специальной утилизации (токсичные или представляющие биологическую опасность для человека, например, отходы больниц и поликлиник);
  • на подлежащие захоронению или компостированию (неопасные бытовые отходы, например, овощные очистки);
  • на отходы, которые можно использовать для сжигания в котлах пиролизного типа при выработке тепловой энергии для коммунальных систем (современный вариант — возведение полноценной станции, занимающейся сжиганием отходов).

                Раздельный сбор подразумевает сортировку отходов в зависимости от их разновидности.

        При этом для удобства граждан контейнеры окрашены в разные цвета, облегчающие сортировку:

         Бумага – в зелёный

         Пластик – в жёлтый

         Стекло – в синий

         Смешанные -в черный. (слайд 15,16)

6 этап: 

Переработка ТБО

Если ТБО переработать, что можно из них получить? 

Вид отходов

Во что перерабатывается

Стекло

Банки, бутылки; теплоизоляционные материалы для кровель, стен и трубопроводов

Макулатура

Теплоизоляционные материалы, волокнистые и полимерно-бумажные плиты

Пластик

Строительные материалы (гранулы, полипропилен, полиэтилен); новые бутылки, утеплители, одежда, ковровое покрытие

Органические отходы

Компост, гумус для удобрения полей, пищевые добавки для животных, горючие вещества для автономных систем обогрева

Токсичные отходы

Дорогостоящие элементы (цинк, марганец и другие), стекло, ртуть

Не подлежащий переработке мусор

7 этап:

Преимущества раздельного сбора мусора

для государства:

  • дополнительные рабочие места — перерабатывающие предприятия требуют отдельного рабочего персонала;
  • возможность получения доходов при использовании вторичного сырья;
  • окупаемость происходит не позднее пятилетнего периода непрерывной эксплуатации рабочих мощностей предприятия;
  • экономия невозобновляемых ресурсов (например, на плавку битого стекла тратится в три раза меньше газа, чем на производство товаров из нового сырья);

для граждан:

  • очищение окружающей среды (отсутствуют неприятные запахи, загрязнение воды, воздуха и грунта);

экономическая выгода для семейного бюджета (например, за каждый килограмм сданного вторсырья можно получить деньги. (слайд 17,18)

8 этап: 

Заключение

Возвращение к названию темы классного часа.

Что вы узнали о раздельном сборе, утилизации, переработке ТБО, что хочется изменить в жизни своей семьи, страны.

Как вы теперь понимаете слова Ж. –Б. Ламарка?

С 1 сентября 2020 года вступил в силу технический кодекс «Правила обращения с коммунальными отходами». Это значит, что с этого дня пластик, бумага, стекло и остальные отходы вывозятся с контейнерных площадок разными мусоровозами, а те, кто не сортирует мусор на эти фракции, может быть оштрафован.

Рассмотренные выше материалы убедительно показывают, что экологически чистым, способом борьбы с ТБО и промышленными отходами, на сегодняшний день, является раздельный сбор и переработка отходов. Только многоступенчатая переработка мусора позволяет сэкономить природные ресурсы и огромные средства. (слайд 19,20).

        

Разделы сайта