Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Формирование у детей приемов логического запоминания

Память человека можно представить в виде дерева, где корневую систему составляет природная память, а ствол и крону – культурная. Память действительно можно сравнить с волшебным лесом, который бывает тихим, спокойным и нерастущим, а может быть развивающимся, шумным, заметным, растущим.

Когда человек думает, анализирует материал, его мозг постоянно видоизменяется, нервные окончания переплетаются с соседними, как бы «шепчутся» друг с другом, подобно листьям. В этом случае разные виды памяти участвуют в процессе запоминания, и человек быстро и успешно справляется с задачей. Когда человек запоминает материал, просто повторяя, его мозг напоминает лес в тихую погоду. В этих случаях память не развивается, используются только ее природные резервы. Такие люди долго запоминают, мучительно вспоминают, много забывают. Они, как правило, не любят учиться, не любят осваивать новое... Больше половины неудачников в учебе и в жизни «обязаны» этим своей неразвитой и неразвивающейся памяти.

Какую же роль в развитии памяти играют мнемические приемы? Мнемические приемы — это своего рода солнечные лучи, без которых невозможно «вырастить», усилить память. Мнемические приемы — основа развития памяти.

Нашу память можно сравнить с домом, где фундамент составляет природная память, а все остальные конструкции — культурная. Получается, что каждый может быть и архитектором, и строителем своей памяти. В качестве строительных материалов будем использовать различные способы осмысления и обработки информации.

Способы запоминания начали придумывать еще наши далекие предки. До н. э. были известны приемы великих древних ораторов, которые произносили длинные речи без подсказки. Секрет был прост: каждая часть доклада соотносилась оратором с какой-либо комнатой его дома. А свой дом знает и помнит каждый. Выступая, оратор как бы переходил из одной комнаты в другую. Этот прием сейчас называют мнемотехническим, или мнемотехникой.

С тех пор прошло много времени. Современному школьнику приходится запоминать не только слова, но и формулы, правила,- схемы, иностранные языки. Поэтому и приемы запоминания должны быть разнообразными.

Процесс развития памяти ребенка с необходимостью включает 2 этапа. На первом этапе ребенка надо познакомить с приемом; ребенок должен знать, к примеру, что такое разделить материал на части; знать сущность приема и уметь его реализовать. На втором этапе необходимо научить ребенка использовать тот или иной прием для запоминания и воспроизведения конкретной информации.

Развивать память — это означает выстраивать систему способов запоминания, систему приемов обработки запоминаемой информации.

Способы запоминания (способы обработки информации, мнемические приемы):

  1. группировка;
  2. классификация;
  3. опорные пункты;
  4. мнемический план;
  5. ассоциация;
  6. аналогии;
  7. схематизация;
  8. достраивание материала;
  9. структурирование;
  10. систематизация;
  11. мнемотехники;
  12. перекодирование;
  13. установление последовательностей.

Группировка — разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гештальта и т. д.).

Надо всегда помнить, что любой материал можно разделить на части, группы. Например, в любом параграфе можно выделить вступление, основную часть, заключение, выводы. Можно отметить различные части материала: справа, слева, внизу, вверху и т. д.; группы простых и сложных слов; знакомых слов и незнакомых, и т. д.

Выделяются несколько видов группировки информации: смысловая группировка (в терминологии А. А. Смирнова), комплексы Мюллера, структуры Келера и Коффки. Основной характерной особенностью смысловой группировки материала при запоминании является то, что текст разбивается на части не по внешним признакам, а по смысловому содержанию, на основе единства «микротем».

Классификация — распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам нa основе определенных общих признаков.

Материал можно разделить на определенные, четко обозначенные группы — классы. Другими словами, классифицировать информацию. Например, выделить: животных и растения, виды транспорта и предметы интерьера дома, мебель и посуду, существительные и глаголы и т. д. Этот прием называется классификацией. В этом случае нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько классов или групп был разделен материал, подлежащий запоминанию.

Характеризуя этот мнемический прием, можно сказать, что классификация есть сложный процесс группировки, когда основания группировки — виды классов —представляют собой известные, общие признаки. Человек, как правило, не придумывает основания классификации, а сортирует материал по очевидным параметрам. В случае классификации, как и при других видах группировки, составления плана и т. д., происходит организация более сложных единиц, которые могут быть затем декодированы в первоначальные сообщения. Но свойства крупных единиц, образующихся в результате организации, могут быть в разных случаях неодинаковыми.

Опорные пункты — выделение какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заголовки, вопросы, образы излагаемого в тексте, примеры, цифровые данные, сравнения, имена, эпитеты, незнакомые или малознакомые слова, чем-либо выделяющиеся выражения, эмоциональная реакция субъекта и т. д.).

Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. В этом качестве могут выступать даты, необычные словосочетания, незнакомые или очень знакомые слова, неожиданный поворот событий, метафоры, имена, рисунки, формулы, схемы и т.д. Этот прием называется поиском опорного пункта.

Опорные пункты важны прежде всего для запоминания.

Припоминание идет по опорным пунктам, когда текст воспроизводится сразу же после запоминания. При отсроченном воспроизведении выделенные всвое время опорные пункты могут и не играть особой роли.

Опорные пункты, как нечгто краткое и сжатое, взятые в совокупности, составляют план материала. И сам набор опорных пунктов есть инструмент или орудие запоминания или воспроизведения иного по­рядка, где закодирован весь материал. Исследовате­ли при анализе мнемических планов часто отмечают, что они не .похожи на обычные логические планы текста, так как (А. А. Смирнов, 1966).

Мнемический план — совокупность опорных пунктов.

Для запоминания целых страниц текста необходимо использовать несколько опорных пунктов. Это будет своего рода план для припоминания, или мнемический план. Мнемические планы исполняют в первую очередь регулирующую роль при воспроизведении.

Мнемический план может состоять из разнообразных поддержек, отражающих и внешние связи, и внутренние, характеризующие отношения различных групп материала; смысловые связи с имеющимися в тексте данными и связи с личным опытом, знаниями и ценностями субъекта. Мнемические планы будут различными в зависимости от характера запоминаемого материала, его объема, целей запоминания, характера деятельности, поэтому следует, видимо, выделить план как возможный способ организации материала.

Отличительной особенностью мнемических планов будет, следовательно, разнохарактерность, разноуровневость и различная направленность его пунктов в отличие от других видов организации материала (классификация, систематизация, структурирование и др.). Пункты мнемического плана могут быть детерминированы текстом, заданы материалом; могут привноситься, достраивать материал, но в любом случае характер пунктов обусловлен целью мнемической деятельности.

Ассоциация — установление связей по сходству, смежности или противоположности и т. д.

Психика человека так устроена, что любая новая информация помимо нашей воли цепляет, как-то затрагивает уже известную. Эти процессы, присущие абсолютно всем людям, называют ассоциациями. Для того чтобы использовать эту способность для развития памяти, достаточно задать ребенку вопрос:

  • что напоминает тебе это слово, это изображение?
  • на что похож этот рисунок (эта формула, мелодия и т. д.).

Какие же ассоциации встречаются чаще? Как правило, цифры запоминаются в связи с памятными датами (днями рождений, номерами квартир, домов, датами рождения известных писателей и поэтов, общественных деятелей и т. п.). Имена и отчества соотносятся с именами знаменитых людей или с именами своих родственников.

Аналогии — установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий в целом различных.

В процессе обучения совершенно необходимо запоминать много определений, правил и формул. В этих случаях нужна точность запоминания. Для того чтобы при воспроизведении избежать ошибок, можно использовать прием аналогии, когда устанавливается сходство, подобие в определенных отношениях предметов, явлений в целом различных.

Схематизация — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.

В ряде случаев материал легче запоминать, изобразив его основное содержание в виде схемы, т. е. в обобщенном и упрощенном виде. Этот прием называют схематизацией. Схематизацию целесообразно использовать при запоминании грамматических правил, теорем, физических и биологических закономерностей и т. д.

Характеризуя процессы схематизации как описание или изображение какого-либо материала в общих чертах, нельзя не отметить, что выделение «в общих чертах» не всегда означает упрощение, это может быть обобщение, т. с. выделение сущностного соотнесения схемы и реальности.

Разрозненную информацию (например, иностранные слова) легче запомнить, объединив их, придумывая какие-либо связки, посредники, добавляя к запоминаемому что-то от себя. Этот прием называется достраиванием материала. Достраивание запоминаемого материала — привнесение в запоминаемое субъектом: использование вербальных посредников; объединение в привнесение чего-либо по ситуативным признакам; распределение по местам (метод локальной привязки, или метод мест). Выделение этого способа запоминания как самостоятельного приема вовсе не означает, что при использовании других видов организации материала ничего не привносится субъектом. Но в этом случае фактор привнесения становится определяющим.

Наиболее сложными мнемическими приемами являются способы структурирования и систематизации материала.

Структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого.

Прием структурирования означает выяснение строения, внутренней формы запоминаемой информации.

Процесс структурирования состоит в выделении структурной единицы и установлении связей между отдельными структурными единицами, в результате чего создается нечто целостное, строение которого уже известно. Структурирование - средство, облегчающее запоминание и воспроизведение.

Систематизация — установление определенного порядка в расположении частей целого и связей между ними. Прием систематизации направлен на установление связей внутри материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целостность.

Процесс структурирования может перерасти в процесс систематизации. Можно сказать, что систематизация представляет собой процесс выделения составляющих компонентов, которые потом объединяются в единство закономерно расположенных и взаимосвязанных частей. Если отличительной особенностью структурирования является установление связей между отдельными компонентами, то при характеристике систематизации надо в первую очередь отметить упорядочение этих связей. Причем установление связей может быть направлено не только на создание некой абстрактной конструкции, но и на нахождение некоторого привычного, регулярного явления.

Приемы систематизации и структурирования позволяют человеку хорошо запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию (абстрактную, большого объема, неизвестную, запутанную и т. д.), ибо направлены на упорядочение ее.

Мнемотехннческие приемы — совокупность готовых, известных способов запоминания.

Перекодирование — вербализация или проговаривание, называние, представление информации в образной форме, преобразование информации на основе семантических, фонематических признаков и т. д. Прием перекодирования означает превращение, перевод информации из образной формы в вербальную (словесную) и наоборот. Любую вербальную информацию можно представить в виде картинки, в виде образов. Любую образную информацию, в свою очередь, можно описать словами.

Сериационная организация материала — установление или построение различных последовательностей (виды серий): распределение по объему, распределение по времени, упорядочение в пространстве и т. д.

Прием установления последовательностей или сериаций означает выстраивание ряда, серии предметов или явлений по различным их признакам; например, от простых к сложным, от маленьких к большим, от худых к толстым, от легких к тяжелым и т. д.

Выделенные мнемические приемы представляют собой возможный набор способов организации материала. Чем более разнообразными приемами владеет человек, тем более динамична, эффективна его память. Объединяющим мнемические приемы признаком служит их направленность на установление связей запоминаемого с чем-либо или связей между группами запоминаемого при обработке информации в целях запоминания и воспроизведения.

Любой мнемический прием представляет собой поиск и фиксацию каких-то связей запоминаемого материала. Связи, в которых заключается смысл мнемических приемов, могут быть внешними пo отношению к запоминаемому материалу и внутренними, присущими ему и заложенными в нем.

Таким образом, по направленности мнемических приемов их можно разделить на три типа:

  • направленные на выделение и фиксирование связей внутри запоминаемого материала (группировка, систематизация, структурирование и т.п.);
  • направленные на выделение и фиксирование внешних связей (ассоциации, аналогии, мнемотехники) ;
  • направленные на выделение и фиксирование внешних-внутренних связей (перекодирование, выделение опорных пунктов).

Внешне направленные приемы наиболее доступны. Поэтому обучение мнемическим приемам легче начинать с использования ассоциаций, мнемотехники и т. п.

Поиск ассоциаций, видимо, наиболее распространенный и доступный способ запоминания, ибо ассоциации--фундаментальная характеристика психической деятельности. Для использования ассоциации в целях улучшения памяти чаще всего особой работы не требуется. Объясняя или обсуждая любой материал, можно предложить следующие вопросы.

На что похоже это изображение?

Что напоминает вам этот рисунок?

О чем вы подумали в процессе моего рассказа?

Встречали ли вы раньше нечто похожее? И т. п.

Ассоциации учеников можно обсуждать и создавать совместное (если есть необходимость и возможность) средство запоминания, так сказать, коллективную ассоциацию. По существу, и при поиске ассоциаций, и при обсуждении их учитель организует повторение материала. Правда, это будет повторение без повторения, так как наличествует интеллектуальная работа.

Причем задания типа:

Придумайте, на что похожа эта цепь рассуждений;

.................................... ………… эта дата;

.................................... …………. это название;

.................................... ………….это исключение из правила и т. д., звучат намного интереснее, нежели императив «Повторить и запомнить!».

 

Мнемотехнические приемы также более внешне направленные способы обработки информации. В этом случае основная задача заключается в том, чтобы вспомнить мнемосхему, а характер ее использования заложен в ней самой. Например, изучение порядка расположения цветов в спектре с помощью фразы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». По всей вероятности, в учебно-воспитательном процессе должно быть место не только для использования мнемосхем, но и для создания их.

Такого рода задания позволят учителю решать целый узел проблем:через активизацию познавательной деятельности с помощью игры к положительной мотивации учения. В этом случае дети сами активно работают с материалом, поэтому, с одной стороны, улучшается запоминание, а с другой, это безусловный шаг к развитию всех познавательных, способностей.

Выделение опорных пунктов — один из самых популярных способов запоминания.

Мнемический план может складываться из опорных пунктов. Если речь идет о вербальном материале, то это будет цепочка ключевых слов. И здесь речь идет не о плане текста, а о плане запоминания, который для каждого ученика будет своим.

Для запоминания большого объема материала, а также очень сложного, например теорем, трудно найти (а иногда и не нужно искать) ассоциацию, придумать мнемотехнику или опорный пункт. В таком случае, безусловно, надо учить работать с материалом — уяснять сущность запоминаемого. Для этого необходимо использовать и подводить к использованию более сложных мнемических приемов: структурированию, систематизации, аналогии, классификации, группировке. Обучение названным приемам — самостоятельная задача. Желательно привлекать разнообразный, в том числе и внеучебный, материал: абстрактный, графический, вербальный осмысленный и вербальный бессмысленный и т. д.

Если ученик сумел разделить что-либо на части— это группировка; если в чем-либо были выделены элементы и обозначены устойчивые связи между ними —это структурирование; если был выделен порядок этих связей, что дает возможность рассматривать совокупность элементов как некую целостность, — систематизация.

Для классификации доступен любой материал: образный, вербальный, известный, неизвестный и т. п. Учитель сам определяет основания классификации, т. е. конкретные общие признаки, и дает задание сгруппировать материал по этим признакам.

Выделение последовательностей представляет собой такой вид группировки, когда каждый последующий элемент обусловлен особенностями предыдущего, благодаря чему можно построить однородный ряд предметов, явлений, дат, имен, формул, растений и т. д.

Процесс достраивания запоминаемого материала, т. е. разнообразные привнесения субъекта, довольно обширный способ организации информации. В этом случае возможно добавление букв, слов или цифр, а также ситуации. Именно в эту категорию можно отнести так называемый метод мест, идущий от древних ораторов, когда каждый тезис связывался с определенным местом в доме.

Приемы перекодирования в той или иной мере используются всеми (из слов в образы и наоборот), формулы описываем словами, тексты превращаем в схемы и т. д. Перекодирование тесно связано со схематизацией. Обучение данным приемам необходимо совершать, опираясь на индивидуальное своеобразие познавательной сферы личности, для того чтобы совершенствовать познавательный стиль работы как одно из основных условий творчества.

Чтобы способы организации информации превратились в операционные механизмы мнемических способностей, надо учить владеть ими в целях запоминания и воспроизведения. По существу, этот процесс и теоретически, и практически наименее доступен для анализа и представляет собой часть проблемы формирования произвольной психической деятельности.

Разделы сайта