Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Пути формирования учебной мотивации у учащихся с трудностями в обучении

Мотивация – одно из важнейших условий успешности или неуспешности учения ребёнка.

Мотивационный компонент таит в себе богатые возможности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но если ею не управлять, может произойти регресс мотивации, снижение её уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения.

У младших школьников с трудностями в обучении отмечается низкая учебная мотивация (особенно на этапе школьного старта), что обусловлено биологическими (замедленный темп созревания коры головного мозга) и/или социальными (гипоопека, наличие отрицательного опыта обучения в массовой системе образования, методика преподавания, стиль общения педагога с ребенком и др.) факторами. В лучшем случае для них бывает характерна школьная мотивация, когда школа не вызывает неприятия, но привлекает своими внеучебными сторонами: возможностью общения, игр со сверстниками, наличием внешне привлекательных атрибутов школьной жизни – ранца, учебных принадлежностей и др., возможностью вкусно поесть в столовой и т. п.

Для оценки уровня школьной мотивации с учащимися нами была проведена анкета  «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой. Для оценки отношения детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе был проведен проективный рисунок «Что мне нравится в школе?» Н.Г.Лускановой.

Анкета  «Оценка уровня школьной мотивации» состоит из 10 вопросов. На каждый вопрос три возможных варианта ответа. Для возможности дифференцировки детей по уровню мотивации Н.Г.Лускановой разработана система балльных оценок:

-ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;

-нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;

-ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 балла.

Для проведения методики «Проективный рисунок «Что мне нравится в школе?» Н.Г.Лускановой учащимся была предъявлена следующая инструкция: «Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки за него ставиться не будут».

Количественный анализ результатов анкетирования «Оценка уровня школьной мотивации» показал, что у 2 опрошенных выявлено положительное отношение к школе,но школа привлекает больше внеучебными сторонами.Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

У двоих учащихся выявлена хорошая школьная мотивация.Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

У одного учащегося выявлен высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

У одного учащегося выявлена низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Таким образом, у половины респондентов выявлено положительное отношение к школе,но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Количественный анализ результатов проективного рисунка «Что мне нравится в школе?» Н. Г. Лускановой показала, что у двоихопрошенных выявлена высокая школьная мотивация;

у троих–положительное отношение к школе, но с преобладанием игровой мотивацией;

у одного учащегося– положительное отношение к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты.

 Таким образом, у большинства респондентов выявлено положительное отношение к школе, но с преобладанием игровой мотивацией.

Значимость внимания педагогов к вопросу формирования учебной мотивации можно обосновать следующими положениями: в любой деятельности всегда есть ее мотивационное ядро; поведение и деятельность человека побуждается, направляется и регулируется мотивацией Содержательная учебная мотивация (желание научиться читать, писать, узнавать новое и др.) – одна из основных движущих сил учения ребенка, а следовательно, одна из важнейших задач учителя в работе с младшими школьниками с трудностями в обучении. Формирование учебной мотивации предполагает формирование положительного отноше­ния к учению, познавательного интереса, активной позиции школьника. Для решения этих задач в учебном процессе необходимо:

- с учетом преобладающей игровой мотивации у младших школьников с трудностями в обучении облекать учебные задания в игровую форму, использовать разнообразные приемы занимательности (игрушки, иллюстрации, кроссворды, драматизации, задачи-шутки, занимательные упражнения и т. д.), сюрпризные моменты и т. п.;

- реализовывать "принцип яркого пятна", используя приемы привлечения непроизвольного внимания в самом начале урока и стимулируя тем самым возникновение познавательного интереса к изучаемому материалу;

- обеспечивать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, радости, уверенности в себе. Достигается это,  во-первых, подбором заданий, адекватных возможностям детей, оказанием необходимой для выполнения задания помощи (без акцента при этом на участие педагога в вы­полнении задания), а во-вторых, доброжелательным отношением педагога к ребенку, независимо от учебных успехов, эмоционально по­ложительным стимулированием его деятельности, ориентированием на успех, возможность преодоления трудностей и т. л.;

- создавать ситуации личного выбора задания по содержанию, по количеству, по сложности). Например, "Какую задачу будешь решать: про яблоки или про домики?", "Сколько задач берешься решить: одну или две?";

- использовать содержание обучения как источник стимуляциипознавательных интересов;

- педагогу искренне демонстрировать собственный интерес к учебному материалу, к содержанию деятельности детей на уроке, избе­гать в собственном стиле преподавания проявления таких "антистимулов", как будничность, монотонность, серость, бедность сообщаемой информации;

- опираться на личный жизненный опыт детей, активно использовать в обучении метод личностной аналогии ("А как вы думаете? А что бы вы выбрали? ...сделали в этой ситуации?...сказали?"

- суметь впечатлить ребенка, как отмечает В. Ф, Базарный: и т.п.

- Все это создает условия для возникновения у детей положительных эмоций в процессе осуществляемой деятельности. Как известно, эмоции непосредственно влияют на качество обучения – если познавательные процессы протекают на фоне положительных эмоций, то это стимулирует их развитие.

Изучать и формировать мотивацию ученика учитель может посредством длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждении и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования.

Таким образом, для обеспечения развития учебной мо­тивации учителю необходимо, прежде всего, изучить осо­бенности мотивационной сферы учащегося, создать опре­деленные условия на уроке. Помогает развитию учебной мотивации на уроке ориентация учителя на индивидуаль­ные стандарты достижений, интересы ученика. Сама лич­ность учителя также является стимулирующим фактором развития мотивации к учению.

 

Разделы сайта