Игра-конкурс «Экологическая мельница»
(8 «В» класс)
Скамейко С.А., учитель информатики
Цель: привлечение внимание учащихся к проблемам экологии.
Задачи:
- привлечь внимание учащихся к проблемам экологии города, деревни
- научить учащихся правильно использовать бытовые химические средства, правильно вести себя на природе;
- углубить знания учащихся по биологии и экологии.
Ход игры
Вступительная часть
(Приветствие. Учащиеся делятся на 2 команды.)
Учитель:
- В настоящее время проблемы экологии заставили человечество пересмотреть свое потребительское отношение к природе и задуматься о том, что будет с ней через несколько лет, если относиться к ней потребительски.
Необходимо вовлекать сегодня все большее количество учащихся в процесс сохранности природы, совершать активные действия для её сбережения, системно осуществлять воспитание экологической культуры подростков. А как привлечь внимание учащихся к данной проблеме? В таком случае на помощь приходит игра – конкурс, которая увлекает в любом возрасте.
1-й ведущий: Эколо́гия— наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.
2-й ведущий: Тема «Проблемы экологии» в настоящее время очень актуальна. Составим перечень некоторых основных экологических проблем, а также раскроем причины их появления и последствия, возникающие в результате варварского использования природных ресурсов.
1-й ведущий: Загрязнение атмосферы
Транспорт и промышленность, используемые человеком, потребляют большое количество кислорода из атмосферы, и при этом человек не восполняет потери и не выполняет установленных норм по очищению отходов до выхода их в атмосферу.
2-й ведущий: Ежегодно в атмосферу поступает не менее 1250 млн.т. оксида углерода, до 170 млн.т. сернистого ангидрида, 20 млн.т. окислов азота, а также сероводород, сероуглерод, соединения хлора, соединения фтора и многие другие вредные химические элементы.
1-й ведущий: Загрязнение почвы
В основном загрязнение почвы происходит под действием техногенной интенсификации производства, не очищающего отходы, а изливающего их в почву.
Жилые дома и бытовые предприятия. В числе загрязняющих веществ преобладает бытовой мусор, пищевые отходы, фекалии, строительный мусор, отходы отопительных систем, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода; мусор общественных учреждений – больниц, столовых, гостиниц, магазинов и др.
2-й ведущий: Теплоэнергетика. Помимо образования массы шлаков при сжигании каменного угля, с теплоэнергетикой связано выделение в атмосферу сажи, несгоревших частиц, оксидов серы, в конце концов оказывающихся в почве.
Сельское хозяйство. Удобрения, ядохимикаты, применяемые в сельском и лесном хозяйстве, также оказываются в почве и отравляют окружающую среду
1-й ведущий: Транспорт. При работе двигателей внутреннего сгорания интенсивно выделяются оксиды азота, свинец, углеводороды и другие вещества, оседающие на поверхности почвы или поглощаемые растениями. Всё это ведёт к уменьшению плодородия и способности жизнеобеспечения земли.
2-й ведущий: Загрязнение мирового океана
Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими веществами в мировом океане. Активно загрязняют океан и нитраты, фосфаты, инсектициды, гербициды и бытовой мусор.
Ежегодно в мировой океан поступает нефти и нефтепродуктов 26,563 млн.т., химических веществ примерно 200 млн.т., фенолов 0,460 млн.т, отходов производств синтетических волокон 5,500 млн.т, а также множество других вредных веществ.
1-й ведущий: К сожалению, в данное время человек мало делает для очищения и улучшения состояния природы, в частности почвы, мирового океана и атмосферы. Строительство очистительных заводов, на которых производилась бы переработка отходов, уменьшение выброса в атмосферу газовых веществ намного улучшили бы экологическое состояние природы.
1 этап конкурса
1-й ведущий. А теперь переходим к первому этапу нашего конкурса.. Команды отвечают на вопросы «да» или «нет». За каждый правильный ответ – 1 очко.
Правда ли , что ….
- … крокодилы могут взбираться на деревья? (ДА.)
- … змеи могут совершать прыжки до метра в высоту? (ДА.)
- … голубые розы растут только в Китае? ( НЕТ. Их вообще не существует)
- … зелёный картофель ядовит? (ДА.)
- … на зебрах водятся полосатые блохи? (НЕТ.)
- … бабочки живут всего один день? (НЕТ.)
- … излучение телефонов сотовой связи вредно для организма человека? (ДА.)
- … в день среднестатистический человек выбрасывает 2,5 килограмма мусора? (ДА.)
2 этап конкурса
Учитель:
- На экране вы видите мельницу, на лопастях которой указано количество очков. Команды по очереди выбирают вопрос на определенное количество очков.
10 ОЧКОВ.
-Все знают, что такое Красная книга. А что представляет собой Черная книга?
(Списки видов, исчезнувших с лица Земли в историческое время)
-Какое загрязнение природной среды называют антропогенным?
(Происходящее в результате человеческой деятельности)
20 ОЧКОВ.
-Почему исчезло Аральское море?
( В результате нарушения между поступлением воды из рек и её испарением с поверхности водоема.)
- Почему в Западном Казахстане, Калмыкии исчезают сайгаки?
( В результате антропогенных воздействий.)
30 ОЧКОВ.
-Почему автомобиль называют злейшим врагом природы?
(Автотранспорт загрязняет воздух, губит зелёные насаждения, является причиной гибели диких животных на дорогах.)
-Что такое парниковый эффект?
( Уменьшение потерь тепла из атмосферы Земли вследствие увеличения количества углекислого газа в воздухе. Приводит к общему потеплению на планете.)
- Комнатные растения украшают здания. Сегодня это имеет не только декоративное, но и экологическое значение. Какое?
( Комнатные растения позволяют смягчить колебания температуры в зданиях. В таких домах летом прохладно, а зимой дом не так быстро остынет. Ещё комнатные растения выделяют кислород, поглощают углекислый газ и повышают влажность воздуха в помещении)
Подведение итогов, рефлексия.
Определение победителей.
- Ребята, чему вы сегодня научились? Что узнали нового?
(Ответы учащихся)