Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Особенности коррекционно-развивающей работы с леворукими детьми

Генетически и исторически сложилось отношение общества, людей к леворукости как к аномалии, к нарушению, а не как к индивидуальному варианту нормы.

Большая часть человечества – праворукие – до 88%

                                                    леворукие – 5-12 %

И леворукие, и праворукие – не однородные группы. По признаку ведущей руки все человечество можно разделить на 5 групп:

- сильно праворукие (во всех действиях ведущая правая рука)

- сильно леворукие (во всех действиях ведущая левая рука)

- не выраженно леворукие (отдают предпочтение левой руке)

- не выраженно праворукие (отдают предпочтение правой руке)

- амбидекстры ((одинаково хорошо владеют обеими руками)

 Леворуких детей больше, чем взрослых, но по мере взросления их становится меньше. Причинаагрессивность праворукой среды заставляет леворуких приспосабливаться, переучиваться:

-отсутствие специальных инструментов для леворуких (ножи, ножницы, музыкальные инструменты);

-механизмы на производстве сконструированы с учетом потребностей правшей;

За рубежом – существует специальный комплекс мероприятий для создания благоприятной среды развития и жизни леворуких людей:магазины для левшей, мебель, бытовая техника.     

Негативное отношение к леворуким  имеет давнюю историю. Например, в Библии картина страшного суда: справа – овцы (праведники), слева – козлы (грешники). Но с другой стороны в Библии есть упоминание об отряде из 700 человек из войска Вениамина, которые отличались ловкостью, меткостью, храбростью и были леворукими. Это интересные данные. Известно, что войско состояло из 26 700 чел. Значит, процент леворуких составлял 2,4 %.

По мнению некоторых ученых отношение к леворукости вытекало из представления о левой руке, как о «нечистой». Правой рукой здоровались, ели, молились, а левой – осуществляли гигиенические и физиологические процедуры.

Многие известные люди были леворукими: Александр Македонский, Наполеон, Леонардо да Винчи, Павлов,  Даль,  Чарли Чаплин, Пол Маккартни.  

Есть данные о том, что среди леворуких детей:

- высок удельный вес детей с особенностями развития ЦНС

- много детей с асинхронным развитием некоторых психических функций

- высокая эмоциональность

- отставание в развитии психомоторных функций

- отставание в развитии пространственного восприятия

- много подростков с девиантным поведением

Но причина кроется не в леворукости, а в «декстра-стрессе» - стрессовом воздействии праворукой среды.

Есть и другое мнение – леворукие люди гениальны.

Вывод:

Леворукость нельзя считать причиной отклонений в развитии (в ту или иную сторону)

Причины леворукости до конца не выяснены, но есть предположения:

  1. Влияние внешней среды:
  • вынужденная леворукость (травмы, аномалии развития, ДЦП)
  • ненасильственное переучивание (праворукий ребенок подражает леворуким родителям)
  1. Патологическая леворукость
  • родовой стресс (наличие более двух неблагоприятных факторов при рождении)
  • патология беременности
  • зеркальное положение у близнецов
  1. Наследственный фактор

Выделяют три вида леворукости:

  1. Генетически закрепленная леворукость – половина всех леворуких – неотягощенная леворукость
  2. Компенсаторная леворукость – отмечаются нарушения речевого развития и состояния здоровья – при патологии беременности, родов и тяжелых заболеваниях раннего детства
  3. Вынужденная леворукость – серьезная или длительная травма левой руки, ампутация, порез, паралич конечности

Леворукость – это не просто преимущественное владение левой рукой, но и отражение межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.

Можно выделить несколько типов леворукости, имеющих и различные особенности межполушарной симметрии:

-леворукие, у которых центр речи находится в левом полушарии

-леворукие, у которых центр речи находится в правом полушарии

-леворукие, у которых центр речи находится в обоих полушариях

Эти особенности будут проявляться

- в формировании высших психических функций

- в деятельности ребенка

- в приспособлении к различным условиям внешней среды:

  • трудности в адаптации в новой обстановке
  • повышенная эмоциональность и впечатлительность
  • высокий уровень тревожности
  • повышенная возбудимость
  • неуверенность в себе
  • хорошее понимание социальных нормативов
  • ориентированность на общение

 - в обучении:

  • лучшее опознавание вербальных стимулов, чем невербальных (схем, модулей, таблиц) – для детей без речевых патологий
  • трудности в выполнении зрительно-пространственных заданий
  • недостаточность наглядно-образного мышления
  • недостаточность зрительной памяти
  • недостаточность пространственного восприятия
  • трудности в формировании звукобуквенного анализа и синтеза
  • недостаточность тонкодифференцированных движений руки
  • трудности овладения порядковым счетом
  • зеркальное письмо
  • трудности в работе с циферблатом

Определение леворукости:

  1. В возрасте 17 дней – сила сжимания кулака (основано на рефлексе новорожденных)
  2. В возрасте 1-1,5 мес. – удержание погремушки
  3. В возрасте  1 мес. – «тонический шейный рефлекс» – лежа на спине «поза фехтовальщика» – в какую сторону больше повернута голова, какая рука и нога более распрямлены – та рука ведущая
  4. В возрасте 3 мес. – к моменту утрачивания рефлексов новорожденного – у будущих левшей они исчезают сначала на левой руке, следовательно она используется для манипулирования с предметами

Некоторые ученые утверждают, что до 5 лет у ребенка наблюдаются периоды право-леворукости:

- с 16-20 недель до 2 лет – волнообразные изменения

- с 2 до 5 лет – равноценность рук

- с 5 лет – стойкое предпочтение

   Только некоторые действия требуют участия определенной руки: еда, рисование, письмо, чистка зубов, расчесывание. Все другие действия выполняют обе руки, но при этом одна рука активна, другая – пассивна (поддерживает предмет) – развязывание шнурков, складывание игрушек и т.д.

Традиционно после 5 лет используют тесты для выявления леворукости:

  1. переплетение пальцев рук (какай большой палец сверху)
  2. поза Наполеона (какая рука сверху)
  3. апплодирование (тест для взрослых)
  4. проба на одновременные действия обеих рук (рисование круга, квадрата, треугольника) – у ведущей руки более четкие линии, отсутствие тремора – можно проводить с закрытыми глазами
  5. оценка скорости движений (за 10 сек.)
  • постукивание указательным пальцем по столу
  • отмечание точек на листе

Задание выполняется трижды, подсчитывается среднее число

  1. измерение силы ручным динамометром (из трех попыток)

Набор тестов М. Озьяс (французская исследоватеольница):

  1. завинтить крышки на бутылках
  2. зажечь спичку
  3. разрезать бумагу ножницами
  4. накалывание, нанизывание (вставляется стержень в отверстие, нанизываются пуговицы, бусины)
  5. почистить обувь щеткой
  6. намотать нитку на катушку
  7. перелить воду из одного сосуда в другой
  8. попасть иголкой в небольшую точку
  9. отвинтить гайку
  10. сложить мелкие детали в узкий цилиндр
  11. разложить (раздать) карточки
  12. проколоть дырочки (5-6 ударов)
  13. стереть ластиком изображение
  14. продеть нитку в иголку
  15. стряхнуть с себя соринки, пыль
  16. капнуть из пипетки во флакон
  17. достать бусинку ложкой из стакана
  18. позвонить колокольчиком
  19. закрыть-открыть молнию на сумке
  20. взять стакан и сделать несколько глотков

Все действия непривычны и нетренированы.

При определении (выборе) ведущей руки показательными считаются задания:

№№ 2,4,7,11,12,13,15,16,17,18

Набор тестов Князевой-Вильдавского:

  1. рисование (правой и левой рукой) – качество выполнения
  2. открывание коробочки («найди спичку») – 3-5 коробочек
  3. колодец из спичек (активная рука)
  4. игра в мяч (активная рука)
  5. вырезание по контуру (активная рука - не обязательно та, которая держит ножницы)
  6. нанизывание бисера на иголку
  7. выполнение вращательных движений (открывание пузырьков)
  8. развязывание узелков (шнур средней толщины)
  9. построение из кубиков дома

Протокол:

Тест

Правая рука

Обе руки

Левая рука

1

2

3

         +

        

           + 

 

 

             + 


Беды переученных левшей:

- возникновение неврозов – стрессовый фактор переучивания

- ребенку навязывается чуждый биологический тип деятельности, нарушается баланс взаимодействия полушарий

намеренно создаются условия для неудач, неумелости, неловкости, неуверенности

- конфликт между возможностями ребенка и требованиями к нему

- страх перед деятельностью, переживания

- астенический синдром на фоне стресса

- аффективные реакции

- навязчивые состояния

- использование символических ритуалов

 - невротический энурез

- заикание

При обучении леворукого дошкольника обращают особое внимание на

- развитие пространственной ориентировки (начинают с ориентировки в пространстве, потом – ориентировка на плоскости) – игра с мячом, конструкторы Лего, кубики, строительный материал

- развитие фонематического слуха

- развитие звукобуквенного анализа и синтеза

Этапы:

- выделение отдельных звуков из ряда гласных: А, О, У, Э, Ы

- сравнение пар гласных: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И и слогов: РЫ-РИ, МЫ-МИ…

-  различение и выделение согласных звуков в словах

-  дифференциация звонких-глухих: С-З, Б-П, Д-Т, Ж-Ш и т.д.

- развитие тонкокоординированных движений рук

Задания:

-  лабиринты

-  проведение прямых линий от  точки к крестику

-  штриховки

-  шнуровки

-  завязывание бантиков

-  пальчиковые упражнения

- развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций

Задания:

- найди такую же фигуру

- найди такое же сочетание фигур

- найди такую же букву

- найди такое же сочетание букв

- найди такую же цифру

- найди сочетание цифр

- сложи фигуру из деталей

- найти, что написано неправильно

- спрятанные треугольники

- скопируй фигуры

-  дорисуй фигуры

- дорисуй недостающие детали

- обучение пониманию схем, символов, таблиц, карты, циферблата

- предупреждение зеркального письма

- формирование навыка порядкового счета

Требования к работе за столом:

- свет при письме падает справа

- бумага лежит без наклона, чуть сдвинута влево, нижний край на уровне середины груди или чуть левее

- ручка направлена на пишущего, ребенок держит ее на 4 см. выше стержня

Существуют специальные прописи для леворуких детей. Отличия от обычных прописей:

- весь материал (образцы) пишется и демонстрируется с правой стороны по отношению к ученику для расширения зрительной зоны

- начало и конец строки помечаются специальным значком

- направление письма показано стрелкой

- прямое без наклона написание букв

- написание букв с отрывом линии

- написание букв сопровождается вспомогательными знаками – точками (откуда начинать письмо) и стрелками (направление письма)

- печатная буква пишется сверху на середине листа

- таблицы «Зачеркни неправильно написанные буквы» помещаются в конце работы над буквой

- последовательность этапов работы над буквой:

-          обведи букву по точкам

-          напиши элементы буквы

-          напиши букву самостоятельно

-          обведи слоги, слова

-          напиши слоги, слова самостоятельно

-          зачеркни неверно написанные буквы

-          ребусы и игровые задания

Разделы сайта